Безопасность собственная есть высший закон в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:36, реферат

Описание

В современном мире среди общесистемных понятий особое место занимают «безопасность» и «национальная безопасность». Это связано с усложнением развития человечества, увеличением числа предметов материального мира, распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение высоких технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов движения капитала.

Работа состоит из  1 файл

РАБОТА.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)

    2. Потеря экономической  независимости. 

    В настоящее время степень экономической  зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии  пресечь незаконный массированный  вывоз капитала. Страна вынуждена  подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.

    3. Низкий уровень инвестиций.

    Эта тенденция была отнесена в Концепции  национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных  угроз экономической безопасности России. Действительно, низкий уровень иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способен ускорить процесс отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание деятельности в жизненно важных отраслях промышленности.

 

     4. Потеря Россией продовольственной независимости.

    Проблема продовольственной безопасности России, несмотря на кажущееся относительное благополучие, стоит достаточно остро. Ухудшить ситуацию может присоединение к ВТО. Приход дешевого импортного продовольствия на внутренний рынок может ослабить позиции российских производителей, а затем вызвать рост цен на продовольствие, что неблагоприятно скажется на доходах населения и ухудшит ситуацию с экономической доступностью продовольствия. Необходима эффективная государственная политика по смягчению возможных негативных последствий.

    5. Обнищание населения, усиление дифференциации в доходах различных групп населения и массовая безработица

     Раскол  страны на узкий круг богатых людей  и огромную массу бедных создает  два поляризованных класса общества. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится  угроза социальных конфликтов. Безработица увеличивает нагрузку на занятых, перенося ни них расходы по содержанию своего рода социальных иждивенцев. Результатом этого является снижение уровня жизни населения.

     6. Рост преступности, коррупция

     Криминализация, как уже упоминалось, отнесена руководством страны к угрозам экономической  безопасности. Нельзя сказать, что государство  не реагирует на существование этой проблемы. Однако, практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой  полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная  служба по экономическим и налоговым  преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере  экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа  информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по борьбе с  преступлениями в этих сферах, организация  и проведение профилактических и  оперативно-розыскных мероприятий.

    По  статистике, наиболее значимое место в структуре выявленных государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды экономических преступлений:

    1.  Преступления против собственности — около 10%;

    2. Преступления в сфере экономической деятельности — около 25%;

    3. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях — около 15%;

    4. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — около 25%.

    Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили  тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Коррупция в стране также достигла небывалых размеров. По данным Института общественного проектирования, коррупционное бремя уже значительно превышает размер официальных налогов и достигает 10% валовой выручки. Взятки и откаты по версии института распределены следующим образом:

  1. за получение лицензий, отзыв лицензий у конкурентов — $1–5 млн; за получение госзаказа — 1/3 от суммы проекта;
  2. таможня: до 50% суммы, на которую снизили пошлину;
  3. налоговики: до 50% от списанной недоимки;
  4. политики: место в партийном списке — до $5 млн; вынесение законопроекта на рассмотрение — $250 тыс.;
  5. госмонополии: до 20% от суммы госзаказа, до 40% от стоимости проекта.

    В свете обсуждения проблемы коррупции  хотелось бы обратиться к деятельности А. А. Навального, юриста, российского политического и общественного деятеля, основным занятием которого на данный момент является противодействие коррупции в России. Он является идейным вдохновителем создания проекта «РосПил», который собирает информацию о коррупционных государственных закупках в России, а затем оспаривает их в различных инстанциях. Если обратиться к отчетам Навального и его группы единомышленников, можно оценить весь масштаб происходящего в стране. Например, 16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО (нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»), реализуемого естественной монополией «Транснефть». Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб. По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти». И таких примеров огромное количество. Изучив документы, представленные Навальным для открытого доступа широкой общественности, можно придти к выводу, что коррупция, существующая в Российской Федерации на данном этапе ее развития, является одной из важнейших угроз экономической безопасности России, а значит, и национальной безопасности государства в целом.

    Сам Президент РФ Дмитрий Медведев в  недавнем послании Федеральному собранию подверг критике закон о госзакупках, заявив, что из-за коррупции государство  ежегодно теряет на закупках 1 триллион рублей. Так, по данным председателя Счетной  палаты Сергея Степашина, «около 1 триллиона  рублей оседает в карманах жуликов  и проходимцев» при общем объеме «из 6 триллионов рублей, направляемых в год на госзакупки». Иными словами, российские коррупционные издержки только от потери на госзакупках (1 триллион рублей) составляют как минимум 10,1 процента всего бюджета страны. Сумма этих издержек на 115 миллиардов больше, чем  все общегосударственные вопросы. В 1,6 раза превышает расходы на национальную оборону. Почти в полтора раза больше сумм, выделяемых на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2010 году. Это больше половины суммарных расходов на национальную экономику. Или 55 процентов налогов, собранных в российскую казну  за первые шесть месяцев нынешнего  года. Если бы коррупционные деньги вернулись в реальный сектор, они  составили бы два с половиной  федеральных бюджета на образование  или три бюджета всего нашего здравоохранения. Общероссийских природоохранных  бюджетов в этой сумме помещается сразу семьдесят семь. И лишь десятой  части этих денег хватило бы на выполнение обещанной на ближайшие  два года программы выделения  средств на развитие в России детской  медицины.

    7. По-прежнему высокие  темпы инфляции

Несмотря  на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. — 18,6%;. 2002 г. — 15,1%; 2003 г. — 12%; 2004 г. — 11,7%; 2005 г. — 10,9%: 2006 г. — 9%; 2007 г. — 11,9%; 2008 г. — 15%, 2009 г. – 9%, 2010 г. – 8,8 %. При этом необходимо учитывать, что данные показатели могут быть значительно занижены.

    8. В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики

    Ее  масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30–40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая  экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.

    9. Миграция.

    Ежегодно  миллиарды рублей скрываются от налогообложения  и перечисляются в страны ближнего зарубежья. В России насчитывается от 5 до 7 млн нелегальных резидентов. Больше всего мигрантов из Узбекистана — 17,5%, на втором месте Китай (15,5%), многие приезжают также с Украины, из Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии.

      Приведенный выше список является далеко не полным, так как угрозы – это изменчивая категория. Постоянно возникают новые вызовы экономической безопасности России ввиду развития текущей ситуации в экономике страны, международных отношениях и политике.

    Меры  и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

    Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации, согласно Государственной стратегии экономической безопасности РФ, являются:

    1.Мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики.

    2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической  безопасности Российской Федерации

    3. Деятельность государства по  обеспечению экономической безопасности  Российской Федерации, которая  заключается в выявлении случаев,  когда фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития  отклоняются от пороговых значений  экономической безопасности; организации  работы в целях реализации  комплекса мер по преодолению  или недопущению возникновения  угроз экономической безопасности  государства; проведении экспертизы  принимаемых решений по финансовым  и хозяйственным вопросам с  позиции экономической безопасности.

    В ближайшей перспективе обеспечение  экономической безопасности — приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной  сфере включает расширение рынков сбыта  российской продукции, создание благоприятных  условий для участия России в  международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных  товаропроизводителей, повышение эффективности  борьбы с теневой экономикой.

    Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости  России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических  организациях. Многополярный мир  должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

    Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Экономическая безопасность - это основа национальной безопасности страны. Это понятие  отражает повышение значимости обеспечения  безопасности во всех сферах жизни  человечества и особенно в экономике  в связи с возрастанием в условиях глобализации роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости. Данное понятие имеет сложную, многослойную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам путем повышения эффективности и результативности управления и создания благоприятных условий для конкуренции и развития предпринимательства; укрепление законодательства и судебной власти, рационализацию налоговой системы на основе сочетания интересов центра и субъектов РФ; создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию; повышение эффективности государственного регулирования, сокращение избыточных функций государственных органов управления и проведение административной реформы; использование международных стандартов функционирования современного эффективного государства.

    В работе была сделана попытка осмыслить  значение необходимости обеспечения  экономической безопасности России, определить критерии и параметры  экономической безопасности государства  и дать характеристику основным угрозам  экономической безопасности Российской Федерации.

    Одной из важнейших угроз на сегодняшний  момент автор считает высокий  уровень коррупции и рост преступности во всех государственных и коммерческих структурах государства на всех уровнях, что приводит к ухудшению инвестиционного климата в стране и нежеланию иностранных инвесторов делать долгосрочные вложения в российскую экономику. Эти факторы приводят к возникновению новых как внутренних, так и внешних угроз, которые по своему значению не уступают уже упомянутым.

Информация о работе Безопасность собственная есть высший закон в политике