Безопасность собственная есть высший закон в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:36, реферат

Описание

В современном мире среди общесистемных понятий особое место занимают «безопасность» и «национальная безопасность». Это связано с усложнением развития человечества, увеличением числа предметов материального мира, распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение высоких технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов движения капитала.

Работа состоит из  1 файл

РАБОТА.docx

— 47.50 Кб (Скачать документ)

    Энергетическая  безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма

    Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе оценка составляющих частей оборонной безопасности: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.

    Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России.

    Продовольственная безопасность также является составной и важнейшей частью национальной и экономической безопасности, так как обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению. Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе.

    Выделяют внешнеэкономическую безопасность, которая проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом.

    Возрастающую  роль в современной экономике  играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

    Еще один вид экономической безопасности - информационная безопасность, которая становится все более актуальной в последнее время благодаря особой роли информации и информационных технологий в организации современных рынков и бизнеса.

 

    ГЛАВА 2. Критерии и параметры экономической безопасности государства

    В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

    В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой  политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные  расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти  параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой  политики - с ограничением правительственных  расходов, уровнем налогообложения.

    Наиболее  эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя  общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это  исходные параметры, на основе которых  с различной степенью детализации  и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно  развернуть достаточно представительную систему показателей.

    Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших  балансов (госбюджета, торгового, платежного), величину внутреннего госдолга, внешнюю  задолженность.

    На  основе перечисленных критериев  формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической  безопасности, по которым можно отслеживать  ее состояние и динамику, оказывать  управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени  отражают следующие позиции:

    - динамику и структуру валового  внутреннего продукта, объемы и  темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру  хозяйства и динамику отдельных  отраслей, капитальные вложения  и т. д.;

    - состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов  страны;

    - способность хозяйственного механизма  адаптироваться к меняющимся  внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного  бюджета, воздействие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной  валюты, внутренняя и внешняя  задолженность и т. п.);

    - степень развития финансово-бюджетной  и кредитной систем;

    - качество жизни населения (валовой  внутренний продукт на душу  населения), уровень безработицы  и дифференциации доходов, обеспеченность  основных групп населения материальными  благами и услугами, состояние  окружающей среды и т. п.

    Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих  объективно и комплексно оценить  уровень обеспечения экономической  безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

    Из  более чем тысячи индикаторов  экономической безопасности, которые используются для анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности, по мнению академика РАЕН В. К. Сенчагова, целесообразно использовать 19 индикаторов, которые отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Важное свойство «19» - это достаточно тесная взаимосвязь между ними, она намного выше, чем в совокупности упомянутой тысячи индикаторов. С учетом указанных свойств 19 индикаторов разработана система их пороговых значений, которые представляют предельные либо абсолютные, либо относительные их значения, отклонение от которых сигнализирует об опасности перерастания угроз в системный кризис, дестабилизацию экономики и политической жизни общества. Перечень этих индикаторов приведен В. К. Сенчаговым в его работе «Экономическая безопасность России»:

    1. Объем валового внутреннего продукта, млрд руб. 

    2. Валовый сбор зерна, млн т 

    3. Доля в ВВП инвестиций в  основной капитал, %

    4. Доля в ВВП расходов на оборону, %

    5. Доля затрат на гражданскую  науку в ВВП, %

    6. Доля инновационной продукции  в общем объеме промышленной  продукции, %

    7. Доля машиностроения и металлообработки  в промышленном производстве, %

    8. Доля во всем населении лиц  с денежными доходами ниже  прожиточного минимума, %

    9. Отношение доходов 10% наиболее  обеспеченного к доходам 10% наименее  обеспеченного населения, раз 

    10. Уровень безработицы, %

    11. Уровень монетизации, % ВВП 

    12. Внешний долг, % ВВП 

    13. Внутренний долг, % ВВП 

    14. Доля расходов на обслуживание  госдолга, % общего объема расходов  федерального бюджета 

    15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП 

    16. Уровень инфляции, %

    17. Объем золотовалютных резервов, млрд долл.

    18. Отношение выплат по внешнему  долгу к объему годового экспорта, %

    19. Доля продовольствия, поступившего  по импорту, в общем объеме  продовольственных ресурсов, %

    Для анализа и прогнозирования экономической безопасности пороговые значения индикаторов сравнивают с фактическим состоянием в определенный период и с индикаторами, которые представлены в кратко- и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития РФ, а также в федеральном и консолидированном бюджетах.

    На  основе такого анализа дается оценка и определяются стратегические ориентиры развития России на долгосрочную перспективу.

 

    ГЛАВА 3. Основные угрозы экономической безопасности России и пути их нейтрализации

    Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

    Угрозу  безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

    Внутренние  угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества, низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста, техногенные аварии и катастрофы, низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации кадров, криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции.

    Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами, стимулирование иностранными партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны, торговая экспансия иностранных государств и экономических структур, направленная на завоевание российского рынка и вытеснение с него российских предпринимателей, контрабанда стратегических материалов и сырья. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан

    Выявление возможных угроз экономической  безопасности и выработка мер  по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации.

    Наиболее  вероятными угрозами экономической  безопасности Российской Федерации  в соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности РФ являются:

    1. Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности, что ведет к нарушению  социального мира и общественного  согласия;

    2. Деформированность структуры российской  экономики;

    3. Возрастание неравномерности социально-экономического  развития регионов;

    4. Криминализация общества и хозяйственной  деятельности.

    Необходимо  конкретитизировать и расширить  этот список: К угрозам экономической  безопасности страны относятся:

    1.Ослабление  научно-технического  и технологического  потенциала страны.

    Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Сокращение финансирования НИОКР и связанный с этим отток лучших умов за рубеж, деградация научных школ, разрушение связи между наукой и производством  обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.

Информация о работе Безопасность собственная есть высший закон в политике