Азиатский вектор во внешей политике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.

Работа состоит из  1 файл

диплом Азиатский вектор во внеш полит РК исправленный.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

     В структуре экономики произошли  явные положительные сдвиги: в основном решена продовольственная проблема и преодолен всеохватывающий дефицит предметов первой необходимости. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами экономики значительно улучшилось.

     Продолжается  наращивание мощностей в промышленности и обновление производственных фондов. На основании промышленной переписи 1995 г. в промышленности 90% приходится на оборудование, произведенное после 80-х гг. На крупных и средних предприятиях 26% оборудования соответствуют требованиям передовых международных стандартов.

     Большие успехи достигнуты в области проведения открытой внешнеэкономической политики. В 1997 г. объем внешнеторгового оборота составил 325,1 млрд.долл., что выше уровня 1980 г. в 8,5 раза. При этом положительное торговое сальдо превысило 40 млрд.долл. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80% в 1997г.

     По  таблице 3 можно проследить за изменениями  объемов внешней торговли в ряде стран и регионов.

Таблица 3.

Динамика  объема внешней торговли товарами в 1996- 1998гг.

(по отношению  к предыдущему году в %)

    Страны  и регионы Экспорт Импорт
    1996г. 1997г. 1998г. 1996г. 1997г. 1998г.
    Латинская Америка 11,0 11,0 6,5 8,5 22,0 9,5
    Западная  Европа 5,5 9,5 4,5 5,5 7,5 7,5
    Азия 5,0 13,0 1,0 6,0 6,0 -8,5
    Евросоюз 5,5 9,5 5,0 5,0 7,0 7,5
    Канада  и США 6,0 11,0 3,0 5,5 13,0 10,5
    Страны  с переходной

    экономикой

     
    6,5
     
    12,5
     
    10,0
     
    16,0
     
    17,0
     
    10,0
    Гонконг, Китай,

    Малайзия, Сингапур,

    Таиланд,Тайвань,

    Южная Корея

     
     
    7,5
     
     
    11,5
     
     
    2,0
     
     
    4,5
     
     
    6,5
     
     
    -16,0
    Япония 1,0 12,0 -1,5 5,5 1,5 -5,5
    Весь  мир 5,5 10,5 3,5 6,0 9,5 4,0
    Казахстан 13 7,0 -17,4 11 9,7 -1,0
 

     За 1979 - 1997 гг. суммарная величина заявленных иностранных вложений в китайскую экономику (включая займы и прямые инвестиции) составила 654 млрд. долл., а реализованных - 348,3 млрд. долл. К концу 1997г. было подписано в общей сложности более 300 тыс. соглашений на создание различного рода объектов с иностранным участием на общую сумму 520,4 млрд. долл., из которых реально использовано уже 220,1 млрд. Доля иностранных инвестиций в общих капиталовложениях сейчас составляет примерно 13%. Предприятия с иностранным капиталом дают 14% валовой продукции промышленности и 47% экспорта.

     Китай опровергает устоявшееся мнение о неизбежности социальных издержек в ходе реформы. Согласно официальным статистическим данным, доходы городского населения номинально выросли с 316 юаней в 1978 г. до 5160,3 юаня в 1997 г., а реально (с поправкой на рост цен) в 3,1 раза (среднегодовой темп роста -6,2%). Доходы сельского населения аналогично со 133,6 юаня до 2090,1 юаня, в реальном исчислении - в 4,4 раза (8,1% в год). Повышение доходов населения, затронувшее как город, так и деревню, стимулировало потребительский спрос. Потребительские расходы населения за тот же период выросли в 3,8 раза. В 1991 -1997 гг. розничный товарооборот рос со среднегодовым темпом 10,5%. Ситуация на рынке сейчас характеризуется как "рынок потребителя".

     Китай доказал возможность сосуществования  в течение сравнительно продолжительного времени рыночного и нерыночного секторов экономики с постепенным вытеснением первым второго. Его опыт подтверждает определяющую роль государства и эффективной государственной экономической политики в обеспечении успешного рыночного перехода.

     Первые  шаги к налаживанию двустороннего  казахстанско-китайского сотрудничества были сделаны еще во времена СССР, в июле 1991 г. в ходе визита Президента Казахской ССР Н.Назарбаева в КНР. Уже провозгласивший свой суверенитет Казахстан еще оставался частью Советского Союза, поэтому в качестве непосредственного партнера по контактам был выбран граничащий с нашей страной Синьцзян-Уйгурский Автономный Район. Было подписано Соглашение о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Казахской ССР и Синьцзяном. В Соглашении стороны заявляли о том, что рассматривают друг друга как близких соседей и строят свои отношения на основе взаимного доверия и сотрудничества.   Стороны обязались создавать благоприятные условия для перемещения товаров, услуг и капиталов, укреплять сотрудничество в области экономики. Было выражено удовлетворение открытием рабочего движения через железнодорожный пограничный переход Дружба-Ала-шанькоу и намерение эффективно его использовать. Тогда же было подписано и Торговое соглашение между правительствами двух стран.21

     Дипломатические отношения между Республикой  Казахстан и Китайской Народной Республикой были установлены 3 января 1992 г.

     Правительства двух стран согласились развивать отношения дружбы и сотрудничества между РК и КНР на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования.

     Казахстан признает, что правительство КНР  является единственным законным правительством Китая, что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Правительство РК подтверждает, что оно не будет устанавливать с Тайванем официальных отношений в какой бы то ни было форме.

     Отказ от официальных контактов с Тайванем является принципиальным требованием китайского правительства в отношениях со всеми странами. В дальнейшем тайваньская тема будет затрагиваться в ходе всех двусторонних встреч и казахстанская сторона будет подтверждать неизменность своей позиции, зафиксированной в данном коммюнике. Следует отметить, что речь идет именно об официальных контактах, неправительственные же связи с Тайбэем допускаются, что было отражено в Меморандуме о взаимопонимании и совместном коммюнике. Там говорится: "Китайская Народная Республика не имеет возражений против поддержания Казахстаном сугубо неправительственных торгово-экономических связей с Тайванем".

     В феврале 1992 г. КНР открыла свое Посольство в Алматы. В декабре 1992 г. состоялось открытие Посольства РК в Пекине.

     Важное  место в становлении двусторонних отношений имел визит в Китай  правительственной делегации Казахстана в феврале 1992 г. во главе с Премьер-Министром РК.

     По  результатам переговоров было подписано  девять документов, призванных конкретизировать развитие связей между двумя странами по различным направлениям, в том числе Соглашение о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

     Было  также подписано Соглашение о  взаимных поездках граждан, предусматривавшее безвизовый режим для владельцев всех видов паспортов, направляющихся в поездки по служебным делам. Оно в значительной степени способствовало развитию торговых контактов, в первую очередь приграничной торговли и так называемого "шоп-туризма". Однако, в связи с тем, что неконтролируемый въезд большого числа китайских граждан на территорию Казахстана вызвал обострение криминогенной обстановки и отрицательно воспринимался различными слоями населения, порождая опасения "китаизации" Казахстана, в конце 1993 г. были подписаны новые соглашения, предусматривавшие безвизовый режим взаимных поездок только для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Следует отметить, что по тем же причинам изменение визового режима в отношениях с КНР было проведено и Россией.

     В соответствии с Соглашением об открытии пунктов пропуска через государственную  границу придавался международный  статус пунктам пропуска "Хоргос" (Казахстан) - "Хоргос" (КНР), "Дружба" (Казахстан)-"Алашанькоу" (КНР), "Вахты" (Казахстан) -"Покиту" (КНР), которые открывались для пропуска лиц, транспортных средств и грузов третьих стран.22

     Одним из важных документов, подписанных  в августе 1992 г., было Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций (вступило в силу после ратификации 18 августа 1994 г.). Стороны договорились об условиях, принципах, режиме взаимных инвестиций и порядке разрешения возникающих споров.

     В октябре 1993 г. состоялся первый официальный визит Президента Кахахстана в КНР, В ходе визита Нурсултаном Назарбаевым и Цзян Цзэминем была подписана Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, являющаяся документом огромной исторической важности.

     Стороны подтвердили, что все спорные  вопросы будут решать мирными  средствами, в своих взаимоотношениях не будут прибегать к силе или угрозе силой в какой-либо форме, не будут предпринимать каких-либо действий, могущих создать угрозу безопасности другой стороне. Каждая из сторон отказывается от участия в каком-либо военно-политическом союзе, направленном против другой стороны, от заключения с третьей страной какого-либо договора или соглашения, ущемляющего интересы государственного суверенитета и национальной безопасности другой стороны, а также не допустит, чтобы ее территория была использована третьей страной в целях ущемления государственного суверенитета и национальной безопасности другой стороны.

     В Декларации отмечалось, что Казахстан  и Китай придают особое значение развитию торгово-экономического сотрудничества.

     Принципиальное  значение имели положения Декларации, в которых говорилось о том, что  стороны подтверждают договоренности, ранее достигнутые на советско-китайских переговорах по пограничным вопросам. Обсуждение нерешенных вопросов будет продолжено на основе договоров о нынешней границе между двумя странами, в соответствии с общепринятыми нормами международного права с тем, чтобы найти взаимоприемлемые, справедливые и рациональные решения.

     Казахстан подтвердил намерение присоединиться к Договору о нераспространении  ядерного оружия со статусом безъядерного государства. Китай высоко оценил эту  позицию Казахстана и заявил, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не применит первым ядерное оружие, что он выступает за скорейшее проведение переговоров для заключения Договора о полном запрещении ядерных испытаний и готов принять активное участие в переговорном процессе.23

     Важную роль в укреплении двусторонних отношений сыграл визит Премьера Государственного совета КНР Ли Пэна в Алматы в апреле 1994г. В результате переговоров был подписан ряд межправительственных документов, в том числе Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе.

     Этот  документ, подписанный Н.Назарбаевым  и Ли Пэном 26 апреля 1996 г., определил  прохождение линии границы на всем ее расстоянии, за исключением  двух небольших участков - в районе реки Сары-Чельды в Талдыкорганской  области и местности Ча-ган-Обо в Семипалатинской области. Тем самым сводилась до минимума сама возможность возникновения конфликтов на почве взаимных территориальных претензий. Стороны договорились продолжать переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии государственной границы на несогласованных участках согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости.

     Важным  политическим событием последнего времени  в азиатском регионе явилось последнее заседание "Шанхайской пятерки", состоявшееся в Бишкеке в августе 1999 г. Ее участниками разработан механизм доверия, предусматривающий: транспарентность военной деятельности и ее снижение в приграничной полосе; урегулирование пограничных вопросов и регулярный обмен информацией о военной деятельности. Главы пяти государств - Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, подписавшие Бишкекскую декларацию, считают, что многополярность является общей тенденцией развития современного мира и способствует долговременной стабильности международной обстановки.

     Для нынешних казахстанско-китайских отношений  характерны доверие и партнерство. Это наглядно проявилось во время официального визита в Алматы Председателя КНР Цзян Цзэминя в июле 1998 г. и его участие во встрече "пятерки" приграничных государств. Проведение такой встречи с участием китайского лидера подтвердило жизненность инициативы Президента РК Н.Назарбаева по СВМДА и реально выводит Казахстан в число государств, которые уже имеют влияние на вопросы региональной безопасности не только в Центральной Азии, но и на азиатском континенте в целом.

     Подписание  дополнительного Соглашения о линии  Казахстанско-китайской государственной  границы не только завершило процесс  ее окончательной делимитации, но и создало необходимые юридическо-правовые предпосылки для дальнейшего и поступательного развития отношений двух стран, исключения из проблематики переговоров возможного спора вокруг приграничных участков.

Информация о работе Азиатский вектор во внешей политике РК