Азиатский вектор во внешей политике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.

Работа состоит из  1 файл

диплом Азиатский вектор во внеш полит РК исправленный.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

     Экономизация  внешней политики Казахстана нацелена на радикальное изменение нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ казахстанской экономики и последовательное преодоление ее недостатков.

     При этом наполнение внешней политики Казахстана экономическим содержанием должно быть ориентировано на достижение следующих главных целей:

     - динамичное и сбалансированное  развитие внешних экономических связей, переход к прогрессивным формам сотрудничества (научно-техническая и производственная кооперация, обмен услугами, инвестиционное сотрудничество, переплетение капиталов и т.д.);

     - коренное улучшение структуры  и пропорций внешнеэкономического обмена за счет существенного увеличения доли трудо- и наукоемких изделий и услуг в экспорте, широкого привлечения в страну передовых технологий и оборудования, а также иностранного капитала;

     - достижение такого уровня платежеспособности, который сделал бы возможным надежное обслуживание внешнего долга, накопление валютных резервов и переход на этой основе к международной конвертируемости национальной валюты - тенге;

     - обеспечение благоприятных внешних  условий для развития страны  и укрепления ее международных  позиций.

     Сложность и масштабность этих задач, тем более при нынешнем состоянии экономики и внешнеэкономических связей Казахстана, требуют, на наш взгляд, при сохранении общего курса на рыночные преобразования внести существенные коррективы в способы и методы его реализации. Без этого вряд ли можно осуществить позитивный поворот во внешнеэкономическом развитии страны.

     Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики РК ключевой становится структурно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасности. Таким образом, внешняя составляющая экономической политики государства должна подкрепляться внутренней структурной политикой и призвана стать продолжением последней. Речь идет о построении рыночной экономики открытого типа, располагающей высокоразвитым научно-производственным потенциалом.

     Создание  условий для устойчивого выхода Казахстана на мировой рынок требует  активной внешнеполитической поддержки со стороны государства.

     Одной из острых проблем в этой связи  является преодоление необоснованных антидемпинговых мер и запретительных пошлин в отношении ряда казахстанских  товаров. Необходимо настойчиво добиваться устранения такой дискриминации, имея в виду, что к Казахстану должны применяться общепринятые мировые правила торговли, включая проведение предварительных консультаций при введении антидемпинговых мер, анализ затрат казахстанского производителя и другие.

     Актуальной задачей для Казахстана является обеспечение полноправного участия в международных механизмах финансово-экономического и торгового регулирования. Сложные проблемы в этом плане возникают в связи с намечаемым присоединением Казахстана к системе ГАТТ/ВТО. С одной стороны, это важно для улучшения условий участия нашей страны в международных торговых отношениях. С другой, может иметь негативные последствия для нашей экономики, учитывая неподготовленность нашей производственной базы и финансовой системы к жестким требованиям, предъявляемым со стороны этой организации. На наш взгляд, необходимо тщательно взвесить потенциальные выгоды и потери, которые связаны с вступлением Казахстана в ВТО в данных условиях.

     Кроме того, при решении этого вопроса  нельзя не учитывать, что Казахстан форсирует интеграционные процессы со странами СНГ, включая создание таможенного и платежного союзов. А это требует сопряжения обязательств Казахстана, принимаемых перед ВТО, с его интеграционными обязательствами в отношении партнеров по СНГ.

     Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное развитие внешнеэкономических связей в значительной мере зависит от наличия в стране разветвленной системы обслуживания ВЭД. Такая система тем более необходима в условиях Казахстана, учитывая приобщение к внешнеэкономическим операциям многочисленных участников. Представляется, что общегосударственная программа развития экспорта в Казахстане должна охватывать широкую сферу деятельности:

     - оказание информационно-консультативных  услуг по вопросам маркетинга, поиска партнеров, торгово-политических режимов зарубежных стран и т.д.;

     - организацию научно-исследовательских  разработок по анализу тенденций развития мировой экономики и торговли, отдельных товарных рынков с выработкой соответствующих прогнозов;

     - сертификацию и аттестацию экспортной  продукции и контроль за качеством импортных товаров;

     - активизацию рекламно-выставочной  работы, особенно за рубежом;

     - подготовку и повышение квалификации  внешнеторговых кадров в специализированных  учебных заведениях.

     Организатором такой системы должно выступить  государство, а ее финансирование целесообразно  осуществлять за счет, как бюджетных  средств, так и средств заинтересованных предпринимательских структур. В решении этих задач важное место следует отвести Торгово-промышленной палате РК, располагающей широкой сетью территориальных звеньев, информационно-консультативных центров и обладающей большим опытом рекламно-выставочной работы.

     В разработке внешнеэкономической политики и координации действий участников ВЭД весомую помощь государственным органам могли бы оказать различные объединения предпринимателей (отраслевые и региональные союзы производителей, экспортеров и импортеров, финансово-промышленные группы и др.). 10

     Теперь  бы мне хотелось подробнее раскрыть внешнеполитические задачи Республики Казахстан, а также принципы внешней политики и внешне-экономические задачи.

     В обозримом будущем перед республикой  Казахстан стоит немало нерешенных внешнеполитических задач и неосвоенных  сфер внешнеполитической деятельности. Казахстан пока еще не является полнокровным членом ряда важных международных организаций, со многими государствами мира еще не установлены дипломатические отношения. Казахстанская дипломатия пока еще не вышла на определяемый современными международными отношениями уровень активности и профессионализма.

     Какие внешнеполитические задачи должны быть поставлены в качестве приоритетных в обозримом будущем? Прежде всего, с решением которых связано дальнейшее укрепление государственного суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, экономической и экологической безопасности, общественно-политической и этнополитической стабильности в РК.

     Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и  союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и неразвязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями.

     Второй  по значимости внешнеполитической задачей  следует, очевидно, назвать включение  РК в международные и региональные системы и структуры безопасности в целях укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. В этом контексте крайне важно, чтобы Казахстан и впредь всемерно способствовал военно-политической интеграции государств СНГ на основе Ташкентского Договора о коллективной безопасности и строительству коалиционных миротворческих сил СНГ на основе согласованной правовой основе.

     Третьей внешнеполитической задачей можно  назвать обеспечение внешних  условий и факторов ускоренного  экономического развития, структурной  перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи.

     Наряду  с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики.

     Четвертой важнейшей внешнеполитической задачей  РК является дальнейшее развитие и  укрепление братских отношений с  центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие  исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.

     Теперь  отмечу важнейшие принципы внешней  политики РК:

     1) тесная взаимосвязь внешней политики  с внутренней;

     2) взаимное уважение суверенитета  и независимости государств;

     3) равноправие государств;

     4) принципиальность и гибкость при отстаивании государственных интересов, способность к позиционному маневрированию, отказ от “закостеневших” стереотипов;

     5) сбалансированность и многовекторность  внешней политики, прагматичность  при выборе союзников и партнеров;

     6) неделимость, безопасность, то есть  тесная взаимосвязь ее различных  уровней (политической, экономической,  военной, экономической и т.  д.);

     7) достижение баланса между глобальными  региональными, субрегиональными  и национальными подходами в  решении проблем мира и безопасности;

     8) Казахстан, как член ООН, проводит  внешнюю политику на основе  принципов международного права;

     9) Казахстан, как участник ОБСЕ, в своей внешнеполитической деятельности  опирается на декларации Хельсинского  заключительного акта.

     Раскрою внешнеэкономические задачи Казахстана:

     1) поиск рынков для сбыта казахстанской  продукции, учитывая сырьевой  характер экономики, нам нужны  оптимальные пути для экспорта  нефти (это стратегическая цель);

     2) Казахстан нуждается в инвестициях  (V - 7,6 млрд., определяет 2 место среди СНГ по экспорту, после России);

     3) крайне важно для Казахстана  восстановить разрушенные экономические  связи с нашими соседями на  постсоветском пространстве;

     4) Казахстану нужен опыт бывших  социалистических стран Европы  и Азии (прежде всего Китая).

     Основные  направления во внешнеполитической деятельности:

     1) укрепление государственности и  независимости РК;

     2) курс на модернизацию политики, создание рыночной экономики;

     3) обеспечение общественной и политической  стабильности, без которой не может быть развития;

     4) гражданский мир, межнациональное  согласие;

     5) интеграция со странами СНГ  и мировым сообществом.

     Стратегия внешнеэкономических связей должна складываться из следующих направлений:

     1) “СНГ”. Сохранение и упрочение  экономического союза с Россией, Украиной, Беларусью, Узбекистаном и другими государствами Содружества.

     2) “АТР”. Пекин - Сеул - Токио с  выходом на другие страны Юно-восточной  Азии. Это направление представляет  собой большое значение как  регион передовых технологий, источник кредитов с возможностью крупномасштабных инвестиций, а в перспективе - как рынок сбыта нашей продукции и привлечение рабочей силы для реализации ряда проектов в Казахстане.

Информация о работе Азиатский вектор во внешей политике РК