Азиатский вектор во внешей политике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.

Работа состоит из  1 файл

диплом Азиатский вектор во внеш полит РК исправленный.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

     Жизненно  важным интересам Казахстана соответствует  дальнейшее закрепление тенденции  к утверждению в отношениях между  государствами основополагающих принципов  международного права как средства решения и регулирования споров и противоречий. В силу особенностей своего геополитического положения Казахстан придерживается политики многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений как с европейскими, так и с азиатскими странами. 

1.2. Республика  Казахстан в условиях глобализации 

     На  пороге XXI века мировое сообщество сталкнулось с проблемами, вызванными глобальной перестройкой существующего миропорядка. Новые геополитические и экономические реалии становятся катализаторами всеобщего и регионального развития. Судьбы человечества уже не зависят от баланса сил двух противоборствующих систем, характерного для периода "холодной войны". В складывающейся сегодня многополярной системе мировой политики определился целый ряд центров притяжения и влияния: могущественная мировая держава - Соединенные Штаты Америки, стремительно идущая к объединению Европа, наш великий сосед - Россия. Весьма активно идет становление влиятельных центров мировой политики в Азии, прежде всего в лице Японии и Китая.

     Существенным  фактором мировой политики в конце XX века становятся "глобальные вызовы". Поэтому потребность в институтах и механизмах политического оформления процессов, выходящих за рамки отдельных государств, сильна как никогда ранее. Государства и негосударственные субъекты во все возрастающей степени становятся зависимы от событий, происходящих где-либо на земном шаре. Опутывающие весь мир экономические, политические, экологические и культурные связи втягивают государства, организации, предпринимательские структуры и отдельных индивидуумов в клубок сложных взаимоотношений.

     Взаимозависимость стала совершенно новым явлением нашего времени. Глобализация привела к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современного времени. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества.

     В условиях глобализации экономические  и финансовые проблемы в отдельных странах не только проецируются на сопредельные регионы, но и все сильнее сотрясают соответствующие международные институты. Нынешний мировой финансовый кризис высветил по меньшей мере два момента: важность тесного международного сотрудничества в преодолении его последствий и необходимость реформирования действующей глобальной финансовой системы.

     Не  менее важными остаются глобальные проблемы, связанные с перенаселенностью, истощением ресурсов, деградацией среды обитания, которые, несмотря на усилия мирового сообщества и последние годы, продолжают обостряться.

     Сегодня политика и экономика, более чем  когда-либо, зависят друг от друга. В то же время в условиях возрастающей глобализации могут складываться напряженные взаимоотношения между политикой и экономикой.6

     Внешний мир за последнее десятилетие существенно изменился. Республика Казахстан ведет поиск своего места в этом меняющемся мире. За годы независимого развития, концептуально оформилась внешняя политика Казахстана. Укрепился международный авторитет нашей страны.

     В современных условиях беспрецедентно возросли масштабы и влияние международных отношений как на жизнь отдельных стран, так и на развитие человечества н целом. Любое государство, независимо от своего реального веса и влияния, оказывается вовлеченным в дела всего мирового сообщества. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что процесс изменений наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социальную и духовную сферы. Наиболее зримым проявлением и показателем указанного процесса является глобализация. По мнению российского политолога Гаджиева К.С., в наиболее общем виде под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а, с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.7

     Глобализация  предполагает, что множество экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия, как в пределах отдельных государств, так и между государствами.

     Неотъемлемой  чертой мирового развития на пороге XXI века стала глобализация экономики.

     В мире происходит утверждение экономического универсума, при котором глобальная экономика становится ее правящей системой. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь она превращается и самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств. Причем возникает нечто большее, чем просто хозяйственный организм планеты. Происходит радикальный сдвиг в типологии мировых координат, привычных способах проекции власти: из области военно-политической - в сферу политэкономическую. Экономики начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как политика и даже как идеология новой эпохи.

     Еще не так давно экономическое пространство планеты состояло в нашем представлении из экономик отдельных стран: больших и малых, доминирующих и зависимых, высоко- и слаборазвитых. И вполне оправданной была уверенность, что каждое государство (народ, страна) в решающей мере самостоятельно обустраивает свое хозяйство, формирует свою судьбу. Сейчас ни одно государство мира, даже США, не является в этом смысле самодостаточным. Положение каждой страны все больше определяется и характером взаимодействия с другими странами, и глобальными наднациональными процессами. Причем последствия этой зависимости от межгосударственной и наднациональной глобализации не очень-то вписываются в ту схему развития совокупности стран планеты, которая была, казалось, незыблемой в начале и середине XX века.

     Феномен глобализации экономики как явления  современного мирового развития имеет  всеобъемлющий характер. На сегодняшний день экономическая наука сосредоточила свое основное внимание на пяти направлениях: финансовая глобализация, становление многонациональных корпораций (МНК), регионализация экономики, интенсификация мировой торговли, тенденция к конвергенции.

     Глобализация - двойственный процесс, развивающийся  одновременно в межгосударственных и транснациональных формах. Отсюда множественность ее носителей: государства, их коалиции, международные организации, неправительственные организации. Хотя актеров много, но не настолько, чтобы взаимодействие между ними проходило по правилам свободной конкуренции. Оно носит скорее олигополистический характер.

     В настоящее время многие страны ищут свои специфический путь участия  во всемирных процессах, что порождает  множество разнообразных концепций  глобализации. Однако, несмотря на множественность  таких концепций, всем им присущ целый  комплекс общих подходов. Основными из этих подходов являются следующие:

  - Признание рыночных отношений  и мировых рынков в качестве  основного связующего звена глобальной  экономики: признание необходимости  широкого распространения передовых  технологий и других достижений  передовой науки и техники.

  • Участие в глобализации мировой политики все большего числа стран и народов посредством подключения их к международному переговорному процессу, имеющему целью снизить порог ядерной опасности и угрозы мировых войн, свести до минимума применение силовых, в том числе военных методов как способов разрешения противоречии и разногласии.
  • Распространение демократии, утверждение прав человека, гуманитарных норм поведения в международной и внутренней жизни стран.
  • Акцент на возможности интеграции и взаимообогащения культур в рамках цивилизационного сближения Запада и Востока, постепенном преодолении традиционализма.
  • Видоизменение   проблем   национальной   безопасности вследствие глобализации, снижение угрозы новых мировых воин, но не снятие с повестки дня вопросов глобальной, региональной и национальной безопасности.
  • Расширение перечня задач обеспечения безопасности за счет появления или обострения таких факторов, как религиозные противоречия, углубление различий в уровнях развития между передовыми и отсталыми странами, между Севером и Югом. Особенно опасным в этом отношении становится Африканский континент.
  • Обострение     проблемы     использования     природных ресурсов,   так  как,   несмотря   на   развитие   наукоемких   и   мало ресурсных технологий, темпы         развития         мировых производительных сил пока еще обеспечиваются интенсивным крупномасштабным потреблением как природных, так и трудовых резервов.  Безопасность стран и народов все больше зависит от сбережения водных запасов, а так же запасов энергетического сырья, от состояния окружающей среды в целом.
 

     На  нынешнем этапе развития нашей страны экономический компонент ее внешней  политики должен способствовать решению следующих задач:

     - мобилизации крупномасштабных инвестиций  в экономику Казахстана со стороны индустриально развитых стран Запада, Азии и Ближнего Востока, а также международных финансово-экономических институтов;

     - привлечению отдельных государств  и международных организаций к оказанию практического содействия Казахстану в решение экономических задач, а также проблемы обеспечения выхода к мировым коммуникациям. Не менее важно направить практические усилия мирового сообщества на ликвидацию последствий экологических бедствий в зоне Аральского моря и Семипалатинского региона;

     - осуществлению программ подготовки  за рубежом казахстанских специалистов в различных сферах экономики и государственного управления;

     - участию в информационном обмене  с зарубежными государствами и международными объединениями по проблемам научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества, правовой реформе, борьбе с преступностью и терроризмом;

     - обеспечению устойчивого развития  контактов с ведущими международными  политическими и финансовыми  институтами;

     - защите законных интересов граждан и организаций Республики Казахстан за рубежом.

     Отныне  защита национальных экономических  интересов, интересов отечественных товаропроизводителей за рубежом становится особым направлением деятельности казахстанской дипломатии. Сейчас особенно важны постоянный мониторинг, устранение или смягчение воздействия неблагоприятных внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

     В деятельности МИДа появляются новые  элементы, связанные с оказанием помощи отдельным регионам и областям Казахстана в развитии международных экономических связей, обеспечением проведения единой линии во внешнеэкономической деятельности, привлечением иностранных инвестиций в экономику регионов.

     Внешняя политика любого государства направлена, разумеется, на то, чтобы сохранить и, по возможности, приумножить собственную выгоду. Согласно классическому определению, государство в сфере внешних связей отстаивает интересы своей безопасности и благосостояния по отношению к другим субъектам. Это могут быть другие страны, а также многонациональные союзы и организации. В защите собственных интересов экономические аспекты всегда играли немаловажную роль. Стремление к экономической выгоде, завоевание рынков и создание рабочих мест становится теперь главным смыслом внешней политики Казахстана.

     Согласование  внешнеполитической деятельности с  внешнеэкономической актуально  и для вполне благополучных в  экономическом плане стран. Так, по мнению американского исследователя, профессора Йельского университета Джеффри Э.Гартена, "администрация США должна добиться нового консенсуса относительно ведущей роли экономических интересов во внешней политике. Многие в администрации, Конгрессе и в более широком кругу людей, связанных с внешней политикой, все еще считают, торговая политика должна быть подчинена внешнеполитическим интересам, тогда как более справедливо обратное: Соединенные Штаты должны использовать все свои внешнеполитические средства для достижения экономических целей".8

     Президенту  США Биллу Клинтону принадлежат  слова: "Наша экономическая конкурентоспособность - это начало начал нашей внешней политики".9 В этом стремлении Мадлен Олбрайт - его конгениальный партнер. Перечень приоритетов, который составила Госсекретарь США для Государственного Департамента, начинается с сохранения дипломатического и военного доминирования Америки в мире, затем сразу же следует "стимулирующая эффективность наших экономических связей" и лишь в самом конце упоминается "широкое влияние наших идеалов".

     Экономизациго американской внешней политики можно проследить и на институциональном уровне. "Оперативный центр" в Министерстве торговли анализирует сто важнейших экономических проектов во всем мире на предмет их полезности для фирм США. Наряду с Советом национальной безопасности теперь существует еще и Национальный экономический совет, который информирует президента о политической ситуации в мире. Успехи экономического наступления находят свое выражение в экономическом росте Америки, треть которого обеспечена удачным экспортом, и в создании 1,6 млн. новых рабочих мест за счет заключения более двухсот двух- и многосторонних экономических соглашений.

     Президент Франции Жак Ширак заявил, что  он ездит за границу, чтобы там "продавать французские товары".

     Экономизация  внешней политики открывает широкое поле деятельности для казахстанской дипломатии. Важной задачей экономической дипломатии Казахстана является выход на мировой рынок товаров, капитала и услуг. При этом должны учитываться геополитическое положение нашей страны, особенности структуры ее экономики. Весьма актуальными представляются привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки, сотрудничество с зарубежными партнерами в области транспорта и коммуникаций и т.д.

Информация о работе Азиатский вектор во внешей политике РК