Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:42, курсовая работа
Цель данной работы – углубленное изучение авторитарного политического режима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить особенности авторитарного политического режима.
2. Ознакомиться с типами авторитарного политического режима.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ГЛАВНАЯ 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2 Типология политических режимов 10
2. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ АВТОРИТАРИЗМА 12
3. ТИПЫ АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМОВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
М.Вебер, следуя своей теории «идеальных» («чистых») типов и положив в основу типологизации разные типы действия (теория действий М.Вебера), выделил режимы традиционные, харизматические и легально-рациональные. В традиционных режимах правители опираются на авторитет обычаев, традиций, уважение старших. Такие режимы можно встретить в некоторых арабских странах. В России в чистом виде таких правлений нет, но некоторые элементы традиционной власти сильны, например, в республиках Северного Кавказа. Харизматическая власть опирается на авторитет яркого, сильного правителя; при этом массовое сознание может наделять такого вождя некоторыми выдающимися чертами. Такими чертами обладали, а также наделялись массовым сознанием В.И.Ленин, И.В.Сталин, аятолла Хомейни – в Иране, Фидель Кастро и Эрнесто Че Геварра – на Кубе. Некоторые элементы харизмы массовое сознание воспроизводит в образе бывшего Президента РФ В.В.Путина9.
Резюмируя сказанное выше, выделяют несколько основных типов политических режимов: демократический, тоталитарный, авторитарный, военно-диктаторский.
Принципиально
они различаются между собой
той или иной степенью жесткости
методов осуществления
Авторитаризм – феномен, гораздо шире представленный в истории человечества, чем демократия. И большая часть человечества довольствуется до сих пор именно этим типом политического устройства. Очень часто авторитарные режимы определяют как «правление силой». Смысл такого правления заключается в монополии на власть одной партии, группировки или отдельного человека. Используются инструменты принуждения – силовые структуры для удержания власти. Хотя допускается определенный уровень оппозиции и ограниченный доступ к элите.
В реальной действительности такие режимы стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь на традицию и харизму лидера. Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные режимы оправдывают себя как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития.
Говоря об универсальных характеристиках, профессор Киселев С.Г. отметил: стремление данного режима исключить политическую оппозицию из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений; режим использует силу в разрешении конфликтных ситуаций и у него отсутствует механизм контроля за осуществлением власти; стремление режима поставить под свой контроль общественные институты: семью, традиции, СМИ, группы интересов; и конечно, относительная закрытость правящей элиты, внутри которой существуют разногласия, а также различные группировки, борющиеся за власть11.
По мнению доктора
Доктор политических наук Р.Даль различал авторитаризм и полиархию именно по развитию и масштабам организационного плюрализма и автономности партий, общественных объединений. Авторитаризм как политический режим характеризуется не столько монополией на государственную власть одной группировки (партии) или одного лица, сколько отсутствием организаций, способных влиять на распределение власти, критиковать, выражать мнения, отличающиеся от официальных. Другие отличительные признаки авторитарного режима: централизация власти, административно командный метод руководства; ограничение прав и свобод человека и гражданина; полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; стремление исключить политическую оппозицию из процесса артикуляции политических интересов; использование силовых структур для удержания власти, разрешения конфликтных ситуаций; относительная закрытость правящей элиты, хотя не исключены разногласия и борьба за власть группировок внутри нее13.
Авторитарные черты проявились в истории в режимах древних тираний, деспотий и олигархий, абсолютных монархий периода Средневековья и Нового времени, фашистских диктатур и др. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, отдельных государств – участников СНГ. Довольно распространен военный авторитаризм, особенно в Латинской Америке и Африке, устанавливаемый нередко в результате государственных переворотов. Для авторитарных режимов этих регионов мира основными причинами установления и воспроизводства авторитаризма выступают: ориентация на традиционные и харизматические типы институционализации господства, передача власти по наследству или преемнику; клиентельные отношение в социальной структуре развивающихся обществ: отношение «чиновник-проситель» воспроизводит традиционную систему ценностей, поддерживающую «дар» как основу поддержания связей; доминирование патриархального и подданического типов политической культуры, отсутствие ориентаций активного воздействия на политическую систему и, соответственно, слабость гражданского общества; существенное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства, в определенной степени православия) на политические ориентации населения; экономическая отсталость; высокая степень конфликтности определенных социальных сил, кланов, племен, классов, сословий, способствующей политическим кризисам14.
Преобладание
в обществе людей, привыкших повиноваться
жаждущих «твердой руки», является благоприятной
питательной средой авторитарных режимов15.
Широкое
определение авторитаризма
Военно – бюрократический режим: такой тип авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но при дальнейшем политическом развитии все большая роль принадлежит разного рода гражданским профессионалам. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая–либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия.
Основная идеологическая цель режима – исключить независимое, неподконтрольное ему участие во власти определенных групп (чаще низших слоев, а также этнических, религиозных и культурных меньшинств), которые были вовлечены в политическую жизнь в предшествующий демократический период (если таковой был). Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблемную ситуацию режим разрешает с помощью насилия и\или закрытия доступа интеллектуалам в политическую сферу через избирательные каналы16.
Примерами
военно-бюрократических
Жестокость
военных режимов к своим
Особенность военного режима в том, что посты в правящей элите занимают исходя из позиции в армейской иерархии. Формы военного правления – от личной диктатуры одного генерала или полковника до хунты (исп. junta – собрание, объединение). Иногда военные лидеры управляют негласно, предоставив руководящие посты гражданским лицам, и обеспечивают контроль и порядок в обществе. Режимы такого типа могут стремиться легализовать себя путем принятия конституций по либерально – демократическому образцу, сохранения псевдоконституционных парламентских структур, закрепленных законом требований гражданского повиновения.
Политические
предпосылки для военно-
Американский политолог Альфред Степан считает, что преторианство (режим, поддерживаемый по преимуществу наемными войсками, которые служит опорой власти, основанной на грубой силе), усиление общественной неудовлетворенности и беспорядка, долгосрочная неэффиктивность власти способны подтолкнуть к замене гражданской правящей элиты на военную, а следовательно, к установлению военного авторитаризма. Общество преторианского типа отличается от демократических обществ с широким гражданским участием отсутствием институтов или лидеров, которые могли бы выступить посредниками между участниками открытого политического конфликта. Более того, преторианство делает невозможным консенсус между социальными группами по поводу процедур и методов принятия решений, улаживания конфликтов, что и приводит к использованию любых средств, наиболее эффективным из которых является военная интервенция в политическую сферу.
Вмешательство военных в политику, а, следовательно, установление военно-бюрократического режима могут также стимулировать следующие факторы: особое военное корпоративное сознание, организационные проблемы самой армии и государства в целом. Институциональные интересы армейских лидеров18.
Бюрократически-
Эти режимы нередко рассматривают вместе с вопросом о военных режимах. Военные, придя к власти, используют унаследованные ими политические институты. Но военные могут и не играть такой важной роли. Хотя часть военных в России в 1991–м, а затем в 1993г укрепили свои позиции, они не сыграли такой важной роли в трансформации власти. Государственные чиновники и депутаты в 1991г в России завладели инициативой в принятии жизненно важных политических решений. Поэтому можно говорить об отдельной группе бюрократически-олигархических режимов. Блок бюрократов и олигархов могут составлять представители исполнительной и законодательной властей, мощные группы давления (интересов), крупный финансовый и промышленный капитал, руководители силовых ведомств, которые устанавливают корпоративные правила политической игры, чтобы обеспечить относительную стабильность в обществе и достижение взаимовыгодных целей. Устанавливается связь с иностранными банками, транснациональными корпорациями; последние, пользуясь экономическими трудностями новой власти и новой крупной буржуазии, добиваются от них серьезных уступок. В качестве примеров можно привести кабальные договоры России в отношении Сахалина–1, вывоз многих военных разработок и научных разработок двойного назначения.
Разновидностью подобного режима стали режимы, где наряду с перечисленными важную роль сыграла армия. Подобный вариант на примере Аргентины и ряда других стран Латинской Америки описан аргентинским политологом Г.О`Доннеллом. О`Доннелл рассматривает потребность в ускоренном развитии капитализма как основную в укреплении политической роли государства. Государство в условиях бюрократического авторитаризма отстаивает интересы блока, состоящего из трех основных социально-политических сил: национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие и наиболее динамичные национальные компании, международного капитала и высокопоставленных правительственных чиновников, а также армии. Такое взаимодействие приводит, в частности, к формированию дополнительного количества дочерних компаний мультинациональных корпораций. Высокая степень нестабильности, острые политические конфликты, боязнь левых сил и профсоюзов, имеющих авторитет в массах, побуждают правящий блок опереться на армию19.