Законотворческий процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
Задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.

Содержание

Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
Понятие и принципы законотворчества
Этапы законотворческого процесса
Подготовка проекта закона
Глава 2. Структура механизма обеспечения реализации закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

gotovaya (1).docx

— 40.40 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ

    1. Понятие и принципы законотворчества
    2. Этапы законотворческого процесса
    3. Подготовка проекта закона

Глава 2. Структура механизма  обеспечения реализации закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.

Законотворческий процесс  – это основная составляющая стадии правотворчества 

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных  действий (процедур), результатом которых является создание закона.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым  к ним конституцией. Поэтому и  принято говорить о правовом характере  закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам  права, признанным цивилизованными  народами. С этой точки зрения рассматривается  и принцип верховенства правового  закона как один из важнейших признаков  правовой государственности.

Реальность показывает, насколько  широк круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых невозможно реализовать  экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и  о формировании многих принципиально  новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям  правового государства.

Задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ  ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ  ГОСУДАРСТВЕ

 

1.1 Понятие и принципы законотворчества     Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов в первую очередь достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.    Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах.   Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.   Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов — это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.  Сложная структура социальной жизни объективно обусловливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете, находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти.       Итак, законотворчество — один из важнейших признаков практически любого государства независимо от его типа и формы.    Согласно общепринятому определению, творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Для этого  законодателю необходимо решить ряд  задач, а именно необходимостью:

    • исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;
    • выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
    • использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;
    • проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
    • постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,
    • определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;

 

Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого  подхода и решения их законодателем.

Законотворчество  характеризуется органическим единством  трех его основных компонентов:

    • познания
    • деятельности
    • результата

 

На самом  деле, для того чтобы в законах  адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно  обнаруживать, изучать и умело  использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.

 

1.2 Этапы законотворческого процесса.

Первым  этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона.

"Как  известно, воля законодателя, как  бы широко ни трактовалось  это понятие, формируется под  воздействием объективных закономерностей.  Поэтому осознание объективной  необходимости того или иного явления или процесса, его оценка в субъективном сознании, соотнесение с отдаленными и близкими целями, выявление возможности воздействия права на проявление объективных законов, применение соответствующих - правовых форм для реализации принятого решения - все это основные этапы принятия правотворческого решения", так считают авторы книги "Научные основы правотворчества". 1

Принятие  решения о подготовке законопроекта  знаменует собой начало законотворческого  процесса. С принятием такого решения  определяется  тема будущего акта, его  общая направленность. Очень много  зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует  реальным общественным потребностям.

1.3 Подготовка проекта закона

По предлагаемому  к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий  смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости  от научной обоснованности концепции  определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается  также и отнесение его к  определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования.  Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в  структуру  законодательства, углубив и расширив его. Поленина выделяет несколько уровней иерархической структуры:

1. подзаконные  нормативные акты;

2. нормативные  указы;

3. "простые"  федеральные законы;

4. конституционные  федеральные законы;

5. Конституция  РФ /как целое/;

6. Положения  гл.1  Основы конституционного  строя Конституции РФ 1993 г.2

Важным  является вопрос о том, кто готовит  законопроект. Сложившаяся юридическая  практика идет "ведомственным" путем, т.е. правоподготовительная деятельность осуществляется министерствами и ведомствами. Основные адресаты в планах законопроектных работ - Министерство финансов, Прокуратура РФ, Министерство юстиции. Основная тяжесть работы ложится на работников аппарата этих государственных структур, что влечет ряд негативных последствий. Проект закона вырабатывается, как правило, в спешке из-за большой загруженности специалистов аппарата, зачастую достаточно низок их профессиональный уровень, кроме того, они, так или иначе, находятся в плену у определенного стереотипа правового мышления. Другой негативной чертой, на наш взгляд, является деперсонифицированность проекта, когда официальным автором является ведомство, а конкретные создатели просто неизвестны и не несут за свое детище никакой ответственности.

Сложившаяся ситуация естественно привлекает внимание ученых-правоведов. Большинство склоняется к тому, что подготовкой законопроектов аппарат заниматься не должен. В  частности  С.С. Алексеев выступил с  предложением передать работу по составлению  законопроектов группе специалистов, ученых, практиков, обладающих компетентностью  в том или ином законодательно разрешаемом вопросе. "Закон как  изобретение, как всякое достижение человеческого ума должен создаваться  талантливыми личностями. Настоящие  законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к выработке  законов людей с конструктивным мышлением".1

Полезной  была бы практика подготовки проектов законов специально созданными научно-исследовательскими, творческими группами, и объявление соответствующего конкурса среди авторских  коллективов. Еще один момент, на котором  бы хотелось остановиться. Это законотворческая деятельность членов парламента. Европейская  практика показывает, что такого понятия  нет вообще, депутаты работают только с готовым проектом, который создается  специалистами. Статус депутата в РФ позволяет Думе обращаться с законодательной  инициативой, внести обоснованное предложение  о законодательном нововведении и отстаивать его". Депутат Совета Федерации и депутат Государственной  Думы имеют право законодательной  инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную  Думу:

 А.  законопроектов и поправок к  ним;

 Б.  законодательных предложений о  разработке и принятии

новых федеральных  конституционных законов и федеральных  законов;

В. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо о признании этих законов  утратившими силу".2

 

Если такая  инициатива будет одобрена, то ее "обработкой" займутся профессионалы. На наш взгляд, это существенно сократило бы количество "некачественных" проектов, а возможно даже и законов. Сам  процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди  которых можно выделить:

1. Создание  концепции будущего закона;

2.Анализ  существующих норм, регулирующих  данные отношения и изучение  соответствующего мирового опыта;

3. Непосредственная  работа над текстом проекта;

4. Экспертиза  готового законопроекта.

Особое  внимание, на наш взгляд, следует  уделить разработке концепции будущего закона - ее экономическому, социально-политическому  контексту. Найти объективно необходимое  сочетание юридического и практического  содержания акта, что требует привлечения, как юристов, так и специалистов в конкретно необходимых областях знаний /экономистов, социологов, психологов/. Безусловно, важно при разработке проекта закона использовать мировой  опыт правового решения данного  вопроса. Но здесь  следует  избегать копирования иностранных законов  либо международных договоров, что  зачастую и происходит. Содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени и экономическим условиям,  учитывать национальный менталитет и особенности российского правоприменения.

Информация о работе Законотворческий процесс