Законотворческий процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии законотворческого процесса;
- проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса;
- в заключение работы наметить проблематику законотворческого процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие законотворческого процесса…………………………………4
особенности законотворчества как особого вида правотворчества…….4
виды законотворчества в Российской Федерации……………………….5
2. Стадии законотворческого процесса на примере федерального законотворческого процесса……………………………………………………...8
→официальное внесение проектов законов. Законодательная инициатива……………………………………………………………………………….8
рассмотрение и принятие решения по проекту закона на заседании Государственной Думы…………………………………………………………….10
одобрение законопроекта Советом Федерации…………………………14
утверждение (подписание) законов Президентом РФ………………….17
официальное опубликование закона…………………………………….18
3. Проблемы федерального законотворчества…………………………19
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Законотворческий процесс (курсовая по ТГП).docx

— 191.83 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Байкальский государственный университет экономики  и права

Факультет параллельной подготовки

Специальность юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему:

Законотворческий процесс  и его стадии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ВЮП-10-2

Гагарина  А. А.

Проверил: ст.преподаватель

Осипова М. А.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие законотворческого процесса…………………………………4

  • особенности законотворчества как особого вида правотворчества…….4
  • виды законотворчества в Российской Федерации……………………….5

2. Стадии законотворческого процесса  на примере федерального законотворческого процесса……………………………………………………...8

→официальное внесение проектов законов. Законодательная инициатива……………………………………………………………………………….8

  • рассмотрение и принятие решения по проекту закона на заседании Государственной Думы…………………………………………………………….10
  • одобрение законопроекта Советом Федерации…………………………14
  • утверждение (подписание) законов Президентом РФ………………….17
  • официальное опубликование закона…………………………………….18

3. Проблемы федерального законотворчества…………………………19

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое государство стремится  надлежаще урегулировать общественные отношения в различных сферах действительности. Основной закон Российской Федерации - Конституция, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения.

Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому процессу.

Так же, некачественное законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой и политические последствия.

В связи с вышесказанным, актуальным, на мой взгляд, является анализ современного правового регулирования  законотворчества в РФ, поиск путей  совершенствования Российского  законотворчества.

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и  проблематику законотворчества.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие  задачи:

- рассмотреть понятие,  принципы и стадии законотворческого  процесса;

- проанализировать современные  тенденции развития правотворческого процесса;

- в заключение работы  наметить проблематику законотворческого  процесса.

 

 

 

 

 

1.Понятие  законотворческого процесса

 

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, цель которой - формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание, единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе. Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий ему процесс формирования права.

Законотворчество - это вид  государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права.

В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая  составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества.

Как было уже отмечено, правотворчество  — очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях)1.

Итак, принципы правотворчества  — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Рассмотрим наиболее важные из них. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.

Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.

Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы.

Связь с практикой как  принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.2

Традиционно в отечественной  теории права выделяют три вида правотворчества:

1) правотворчество компетентных  государственных органов;

2) «непосредственное правотворчество  народа» (референдум);

3) санкционирование норм, при котором процесс их создания  проходит вне государственных  органов.

Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями:

1) ограниченным кругом  субъектов законодательной инициативы;

2) строгой процедурой прохождения  проекта в парламенте;

3) последовательной сменой  стадий правотворчества; 

4) множественностью средств  юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;

5) обусловленностью юридического  содержания правотворческого акта  кругом регулируемых отношений.

Подзаконное правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Разумеется, подзаконное  правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К достоинствам его относятся  оперативность; гибкость и меньшая  формальность; компетентность соответствующих  органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести  закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др.3. Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству,— правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии законотворческого процесса  на примере федерального законотворческого процесса

 

Законодательный процесс  – главная составная часть  правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты.

Законотворчество – сложный  неоднородный процесс, включающий в  себя следующие стадии:

    • официальное внесение проектов законов, законодательная инициатива;
    • рассмотрение и принятие решения по проекту закона на заседании Государственной Думы;
    • одобрение законопроекта Советом Федерации;
    • утверждение (подписание) законов Президентом РФ;
    • официальное опубликование закона.

Это так называемые первичные  стадии, но выделяют и вторичные, которые имеют не менее сложное строение (рис.1).

Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы (рис.2), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам.

Рисунок 1. Стадии законодательного процесса в РФ

Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

1) проектов законов Российской  Федерации о поправках к Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов  (далее - законопроектов);

2) законопроектов о внесении  изменений и дополнений в действующие  законы Российской Федерации,  законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;

3) поправок к законопроектам.

Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную  Думу в порядке законодательной  инициативы является представление:

1) пояснительной записки  к законопроекту, содержащей предмет  законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

2) текста законопроекта,  с указанием на титульном листе  субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

3) перечня актов федерального  законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономического  обоснования (в случае внесения  законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

5) заключения Правительства  РФ в случаях, предусмотренных  ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект считается  внесенным в Государственную  Думу со дня его регистрации в  Управлении документационного обеспечения  Аппарата Государственной Думы.

Вторая стадия - рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой осуществляется в трех чтениях.

При рассмотрении Государственной  Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции  РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение законопроекта  начинается с доклада субъекта права  законодательной инициативы, внесшего законопроект, и содоклада представителя ответственного комитета. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания депутатских объединений, полномочных представителей Президента РФ, Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных органов субъектов Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

Информация о работе Законотворческий процесс и его стадии