Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание

Нормотворчество охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НОРМОТВОРЧЕСТВА 5
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПАРЛАМЕНТЕ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_ТГиП.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

       В таком же порядке Совет Республики рассматривает возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращены для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

       Если  при повторном рассмотрении Палатой  представителей закона, возвращенного  Президентом Республики Беларусь, он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь принятый.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, смысл нормотворчества  состоит в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической  регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и  целям народа и законодателя, способствовал  прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия  и дальнейшего применения нормативного правового акта.

       Правовое  государство не может не придавать  особого значения и систематизации права, его упорядоченности, согласованности и непротиворечивости всех его частей. Правовая  система должна быть чуткой к процессам общественной жизни.

       Правовое  государство предполагает также  и стабильность законодательства. Без  этого право теряет свой авторитет. Частая смена правовых форм – свидетельство того, что не найдены рациональные законодательные решения. Не способствует авторитету права множественность правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос. Правильным является утверждение, что законы, которые часто меняются, перестают работать. Частая смена законов говорит о том, что правовая сторона решаемой проблемы недостаточно проработана. Можно сделать и другой вывод: законодатель не придал должного значения закону, как социальному регулятору общественных отношений.

       Нормотворчество — это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа ( при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

       Законотворчество  является составной частью нормотворчества, обладает всеми его признаками и базируется на тех же принципах, но это не тождественные понятия.

       Статья 90 Конституции Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII говорит о том, что Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

       Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь  на принципе народовластия. Основная его цель — посредством разумного законодательствования утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, принципы правового государства. Согласно ст. 90 Конституции Парламент является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам

       Национальное  собрание, являясь законодательным органом, представительный орган государственной власти выражают государственную волю народа Республики Беларусь и придает ей общеобязательный характер. Оно принимает решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимает меры к исполнению своих решений и осуществляет контроль за их реализацией. Решения законодательного органа обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поэтому рассматривая роль Национального собрания в государственном управлении, мы должны остановиться на характеристике законодательного процесса в Республике Беларусь. Такая необходимость обусловлена тем, что основной функцией Парламента является издание законов, по средствам этого он осуществляет государственное управление.

       Формой  реализации законотворческой деятельности является    законодательный процесс, который состоит из определенного числа стадий.  

Основными задачами нормотворческого процесса являются определение степени востребованности обществом того или иного акта законодательства, оценка социальной базы будущего акта законодательства и степени охвата правовым регулированием общественных отношений, а также поиск оптимальных вариантов регулирования возникших общественных отношений.

       Подводя итог всей проделанной работе, нужно  отметить, что законодательная деятельность – одна из сложнейших видов деятельности, так как требует особых знаний, которые охватывали бы все сферы общественной жизни. Потому что принимаемые в стране нормативные акты регулируют обширный круг общественных отношений.

       Законодательство  охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть нормотворчества. И законотворчества в частности.

       В Республике Беларусь правотворческий процесс состоит из нескольких стадий.

    1. законодательная инициатива;
    2. предварительное рассмотрение законопроектов в Палате Представителей;
    3. принятие закона Палатой Представителей;
    4. рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации;
    5. рассмотрение и подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;
    6. обнародование закона.
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 октября 2009г. //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  2. Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 08.07.2008 № 370-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2009г. //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  3. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 № 361-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2009г. //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  4. Закон Республики Беларусь «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» от 27.02.1991 № 651-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2009г. //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  5. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» от 09.10.2008 № 1033-ПЗ/IX: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2009г. //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  6. Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь «О регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 19.12.2008 № 57-СР4/I: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2009г. //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  7. Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Юристъ, 2005. — 540с.
  8. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. — Мн.: Книжный дом, 2003. — 832с.
  9. Вишневский А.Ф., Горбаток  Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права. — Мн.,  Амалфея 2002. — 655с.
  10. Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник / Н. И. Глазунова. — М.: Инфра-М, 2002. — 320с.
  11. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. — 448 с.
  12. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. — Мн.: Тесей, 2002. — 608с.
  13. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. — Мн.: Молодежное, 2003 — 205с.
  14. Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. — Минск: Амалфея, 2008. — 704с.
  15. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятий. // Советское государство  и право, 1983., № 10, № 29.
  16. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич (по состоянию на 05.01.2006) //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2009.
  17. Тихомирова М.Ю. Юридическая энциклопедия / под редакцией М.Ю. Тихомирова. — М., 1998. — 980с.
  18. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М., 2001. — 561с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

       

Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь