Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:45, курсовая работа

Описание

Нормотворчество охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НОРМОТВОРЧЕСТВА 5
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПАРЛАМЕНТЕ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_ТГиП.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

       Регламентом Палаты представителей, установлено, что такое требование может быть выдвинуто Президентом либо Правительством до рассмотрения законопроекта Палатой представителей или на любом этапе рассмотрения, но до принятия законопроекта в целом во втором чтении.

       В результате второго чтения Палатой представителей может быть принято решение о принятии проекта закона либо о его отклонении. Указанное решение оформляется постановлением Палаты представителей.

       Законопроект  считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

       В соответствии с Конституцией проекты  программных законов об основных направлениях внутренней и внешней  политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республике Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

       Решение о принятии закона по требованию Президента либо по его поручению — Правительства в соответствии с частью пятой ст. 100 Конституции Республики Беларусь (т.е. без участия Совета Республики) считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

       Если  по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей, Палата представителей может принять решение об отклонении законопроекта. Решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

       В случае принятия такого решения рассмотрение данного законопроекта возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый законопроект.

       Если  решение об отклонении законопроекта не было принято либо если предложение об отклонении законопроекта не вносилось, законопроект направляется на доработку в соответствующую комиссию: о чем делается протокольная запись. Палата представителей может расширить число комиссий для доработки законопроекта или поручить доработать его специальной комиссии. После доработки законопроект рассматривается вновь во втором чтении.

       При принятии решения часто требуется  выяснить два аспекта: кворум лиц, которые  должны присутствовать при голосовании, и непосредственно само число лиц, высказавшихся в пользу того или иного решения.

       Хотелось  бы отметить, что в недавно принятых конституциях других государств видно  стремление придать особое значение некоторым видам законов. Согласно Конституции Эстонии необходимый кворум для заседаний Государственного собрания может устанавливаться его Регламентом, если соответствующий вопрос специально не оговорен в Конституции. В ней закрепляется следующее правило — только большинством членов Государственного собрания могут быть приняты и изменены законы: о гражданстве, о выборах, о референдуме, о регламенте Государственного собрания, о правительстве, о банке, о госбюджете, о государственном контроле и некоторые другие (всего 17 законов). Такой подход, судя по всему, объясняется их важностью для государства и поэтому необходима стабильность при принятии соответствующих решений, что и проявляется в специальной регламентации на конституционном уровне данного вопроса [8, с. 675].

       Особенности работы коллегиальных представительных органов именно в том и проявляются, что они принимают решения путем голосования. Голосование — это тот инструмент, который позволяет выявить коллективное мнение голосующих по поводу содержания принимаемого решения. В правовой сфере оно применяется при принятии правотворческих, правоприменительных решений, а также при формировании выборных органов. От качества правовых норм, определяющих процедуру голосования, зависит его результат, а в конечном итоге и эффективность правового регулирования. Более того, здесь могут быть проблемы, связанные с определением законности принятых решений.

       Голосование по проектам законов открытое. Важно  соблюсти требования кворума заседания  и набрать необходимое число  голосов, а также обеспечить свободу  волеизъявления. За рубежом известны следующие формы голосования: путем вставания со своих мест, «голосование ногами», выход парламентариев в различные комнаты.

       Конституцией  установлена обязанность Парламента рассмотреть проекты законов  в срочном порядке. В соответствии со ст. 99 Конституции Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей должна рассмотреть такой законопроект в течение десяти дней со дня его внесения на рассмотрение [КомКонс].

       Принятые  Палатой представителей законопроекты  в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более 20 дней, если иное не предусмотрено  Конституцией (при объявлении проекта закона срочным он должен быть рассмотрен Советом Республики в течение 10 дней со дня внесения его на рассмотрение).

       Вместе  с принятым Палатой представителей законопроектом в Совет Республики направляются и все материалы, которые  были представлены при внесении законопроекта в Палату представителей, а также постановление Палаты представителей по принятому законопроекту, стенографический отчет (стенограмма) заседания Палаты представителей, поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта, тексты неучтенных замечаний и предложений, заключения экспертов, специалистов и экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей по данному законопроекту, мнения заинтересованных государственных органов и должностных лиц, первоначальный текст законопроекта, представленный субъектом права законодательной инициативы.

       К законопроекту, следствием принятия которого может быть сокращение государственных  средств, создание или увеличение расходов, в обязательном порядке прилагается  документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь либо по его поручению Правительства на внесение этого законопроекта. Отсутствие вышеуказанного документа является основанием для отклонения законопроекта Советом Республики.

       В соответствии с Регламентом Совета Республики срок, в течение которого Совет Республики рассматривает поступивший из Палаты представителей законопроект, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого законопроекта в Секретариате Совета Республики.

       Если  последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

       В течение пяти дней с момента регистрации  поступивший из Палаты представителей законопроект с прилагаемыми к нему документами и материалами направляется всем членам Совета Республики. При наличии замечаний и предложений по законопроекту члены Совета Республики направляют их в комиссию, ответственную за рассмотрение данного законопроекта.

       По  результатам рассмотрения принятого  Палатой представителей законопроекта  председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении законопроекта Советом Республики. В случае недостаточной подготовленности к рассмотрению законопроекта Совет Республики вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета Республики. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении законопроекта.

       Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.

       Постановления Совета Республики об одобрении законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а также законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 полного состава Совета Республики [16].

       Принятый  Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон вместе с постановлением Совета Республики в десятидневный срок представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

       Закон, принятый Палатой представителей и  одобренный Советом Республики либо принятый в соответствии с Конституцией только Палатой представителей, представляется в десятидневный срок на подпись Президенту Республики Беларусь. Удостоверить аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого Президенту на подпись, возложено на Председателя Совета Республики.

       При несогласии с текстом закона Президент  возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая  должна рассмотреть закон с возражениями Президента в срок не позднее 30 дней.

       Совет Палаты представителей направляет текст  закона, возвращенного Президентом  с возражениями, в головную комиссию по законопроекту для заключения и устанавливает срок для внесения законопроекта для рассмотрения Палатой представителей. Головная комиссия организует работу по законопроекту в порядке, предусмотренном Регламентом для всех законопроектов.

       Возражения  Президента Республики Беларусь рассматриваются  в комиссии, являющейся головной по законопроекту. Комиссия готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей. В заключении комиссии должно быть одно из предложений:

    • согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь и направить возвращенный им закон на доработку;
    • внести возвращенный закон на рассмотрение Палаты представителей для преодоления возражений Президента Республики Беларусь.

       Совет Палаты представителей рассматривает  заключение комиссии и принимает  решение о доработке закона и  определяет головную комиссию или принимает  решение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о повторном рассмотрении закона Палатой представителей.

       Возвращенный  Президентом Республики Беларусь закон  может быть рассмотрен в первоочередном порядке.

       После доработки возвращенного Президентом Республики  Беларусь закона комиссия вносит в Совет Палаты представителей предложение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о рассмотрении законопроекта во втором чтении [18].

       При рассмотрении законопроекта в Палате представителей на голосовании ставятся лишь те положения, в которые в процессе доработки были внесены изменения. Затем проводится голосование по законопроекту в целом.

       Если  закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики.

       В случае, если возражения Президента не были преодолены, закон направляется на доработку или отклоняется.

       При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь и принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по закону.

       Закон считается принятым, если он одобрен  большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики.

       Если  при повторном рассмотрении закона за его одобрение проголосовало  менее 2/3 от полного состава Совета Республики, закон считается отклоненным Советом Республики.

       Решение Совета Республики об отклонении или  одобрении закона, возвращенного  Президентом Республики Беларусь и  принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции, оформляется  постановлением Совета Республики.

       Закон, одобренный Советом Республики, вместе с постановлением Совета Республики об одобрении закона в пятидневный срок направляются Председателем Совета Республики на подпись Президенту Республики Беларусь.

Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь