Взаимосвязь системы права и системы законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система права и система законодательства…………………………...4
1.1. Общая характеристика системы права……………………………………...4
1.2. Общая характеристика системы законодательства………………………11
Глава 2. Взаимосвязь системы права и системы законодательства………….16
Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства………………………………………………………….16

Проблемы законодательного развития………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………………24
Список используемых источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

современные проблемы юридической науки.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
    1. это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
    2. это волевые, целенаправленные отношения;
    3. это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
    4. отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль.

       Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету процессуальных характер.

     При регулировании общественных  отношений используются такие  методы, как императивный и диспозитивный,  альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит о содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Данные методы могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом. Часто используемыми методами являются императивный метод – построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, диспозитивный метод – применяется в отраслях частного права.

     Также выделяются такие структурные элементы системы права как:

  1. отрасль права;
  2. подотрасль права;
  3. субинституты

        Именно структурные элементы  образуют юридическую ткань рассматриваемого  явления.

       Система права представляет собой  сложное, полиструктурное  динамическое  образование, в котором четко выделяются четыре степени:

  1. структура отдельного нормативного предписания;
  2. структура правового института;
  3. структура правовой отрасли;
  4. структура права в целом.2

        Все эти уровни субординарны, логически и функционально предполагают  друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную  конструкцию.

     В итоге систему права можно  кратко определить как совокупность  взаимосвязанных между собой  юридических норм, институтов и  отраслей, характеризующихся внутренним  единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 

1.2. Общая характеристика  системы законодательства. 
 

     Во  многих нормативных актах употребляются  термины «законодательство», «система законодательства», а в юридической литературе – также «систематизация законодательства». Хотелось бы отметить что, эти понятия не идентичны. Если первое определяет внутреннее построение всего права вообще, разграничение его норм по отдельным институтам, подотраслям и отраслям, то второе имеет отношение к внешним формам выражения права.

         Обычно под законодательством понимают совокупность законов и подзаконных нормативных актов. Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов. Данная система является внешним выражением системы права.

         Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный прецедент.

      Нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

      Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Во-первых, они имеют государственно-властный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций.

      Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются  строго определенными субъектами, специально уполномоченным на то государством. При  этом каждый субъект правотворческой  деятельности связан рамками своей  компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

      В-третьих, указанные акты принимаются с  соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме и представляют собой  акт - документ.

      В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.

      В-пятых, нормативные акты всегда содержат юридические  нормы, т.е. правила поведения общего характера (отсюда и название – нормативный  акт).

      Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:

      По  юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической  силой) и подзаконные акты, принимаемые  на основе и во исполнение законов  и им не противоречащие. Абсолютно  все нормативно-правовые акты, кроме  законов, являются подзаконными.

     В зависимости  от оснований можно  выделить следующие системы законодательства: горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную.

       Горизонтальное (отраслевое) строение  системы обусловлено предметом  правового регулирования – фактическими общественным отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права.

     Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

     Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:3

     • федеральное законодательство (Конституция  РФ, основы законодательства, федеральные  законы, указы Президента, постановления  Правительства РФ и иные нормативные  акты Федерации);

     • законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

     • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

        Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

       В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

      Слово «закон» в специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется, по существу, с правом. Но в строгом юридическом смысле закон это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками.

      Во-первых, закон - акт высших представительных органов Российской Федерации. Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа, являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства.

     Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего конституции, закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства.

      Высшая  юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Верховенство закона проявляется не абсолютно, а применительно к конкретным нормативным актам, в сопоставлении с ними. Свое практическое выражение оно находит в подчиненности всех нормативных и правоприменительных актов закону, в соответствии актов нижестоящих органов вышестоящим. Закон создает возможность для подразделения всех нормативных актов на собственно законы и другие акты, объединяемые понятием «подзаконные». Последние не могут изменить или отменить закон, а наоборот, должны соответствовать законодательным нормам.

      Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы, как и другие нормативно-правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества.

     Таким образом, законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Взаимосвязь системы  права и системы законодательства. 

2.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства. 
 

     Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой  как внутреннее содержание и внешнюю  форму. Система законодательства — это объективное, конкретное выражение системы права. Система права — это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустанавливающей деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства наоборот — полностью является детищем законодателя, она подвержена не только воздействию субъективного фактора во всем его многообразии.

     Вместе  с тем структура системы права  не может быть раскрыта с достаточной  полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство- это форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но законодательство не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними возникает за счет предмета регулирования и интереса законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражение объективно существующей структуры права.4

Информация о работе Взаимосвязь системы права и системы законодательства