Взаимосвязь системы права и системы законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система права и система законодательства…………………………...4
1.1. Общая характеристика системы права……………………………………...4
1.2. Общая характеристика системы законодательства………………………11
Глава 2. Взаимосвязь системы права и системы законодательства………….16
Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства………………………………………………………….16

Проблемы законодательного развития………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………………24
Список используемых источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

современные проблемы юридической науки.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
 

Введение  …………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Система права и система законодательства…………………………...4 

  • 1.1. Общая характеристика системы права……………………………………...4 
  • 1.2. Общая характеристика системы законодательства………………………11 

    Глава 2. Взаимосвязь системы права и системы законодательства………….16 

      1. Соотношение и взаимосвязь системы права  и системы законодательства………………………………………………………….16
     
      1. Проблемы  законодательного развития………………………………….19
     

    Заключение  ………………………………………………………………………24 

    Список  используемых источников и литературы……………………………..26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение 

          Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового  характера. Одновременно с формированием  новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

          Четкость, логичность и последовательность нормативных  актов говорит о характере  государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Система права и система законодательства. 

    1.1. Общая характеристика системы права 

         Право того или иного государства по своей сущности представляет собой  совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные  правоотношения. Однако во избежание  правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие “система” предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.

         Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений1. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности.

         Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации.

           Не следует смешивать понятие  «система права» и «правовая  система». В первом случае речь  идет  внутреннем строении права,  взятом в качестве отдельного  явления, а во втором – о правовой организации общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система прав выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

         Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм, при этом это строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

              Система права характеризуется следующими чертами:

          а) единством и согласованностью норм, ее составляющих. Все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государством с помощью права, единой волей государства, выраженной в праве.

          б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права. Это объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.

          в) объективностью строения. Она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.

          г) иерархичностью. Она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

              д) непротиворечивостью.

            Законодатель может вносить в  систему права известные коррективы, изменения, но в принципе система  права от него не зависит,  нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить». Плохо “вписанный” в систему права нормативно-правовой акт будет не просто бездействовать, но даже способен оказать разрушительное воздействие на правовой механизм в целом.

           Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения юридических норм, для этого нужно использовать следующие подходы и измерения, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.

            С позиции генетического подхода  можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного, т.е. естественного критерия по отношению к праву выступает человек. Производным выступает, прежде всего, государство и общество. Отсюда берется разделения права на позитивное и естественное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.  Позитивное право представляет, собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих  от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах. При этом все правовые системы современного позитивного права основаны на естественном праве, то есть содержат естественно-правовые начала.

          Также на основе этих критериев  происходит деление права на  частное (направленное на удовлетворение  потребностей и защиту интересов  отдельных лиц) и публичное  (охраняет интересы государства).

         В частном праве выражаются частные интересы отдельных лиц, в публичном — интересы государства. В частном имеет место децентрализованное регулирование общественных отношений, в публичном — централизованное регулирование общественных отношений государственной властью. В частном инициатива защиты прав исходит от заинтересованного лица, в публичном — от государства. В частном действует презумпция “Все, что не запрещено, разрешено”, в публичном “Все, что не разрешено законом непосредственно запрещено”.

         Итак, система права в целом состоит из систем публичного и частного права. Система публичного права состоит, в свою очередь, из конституционного, административного, финансового, уголовного, экологического, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права, а также части международного публичного права, которая выступает источником российского права. Система частного права состоит из гражданского, семейного, трудового, земельного, международного частного права.

         В любой отрасли частного права  присутствуют публично правовые моменты, в любой отрасли публичного права — моменты частноправовые.

            Исторический подход позволяет  проследить весь путь становления  права как системы. Общим видимым  критерием здесь выступает источник  права, анализ которой дает  возможность обозначить преимущественные системаобразующим начала, характерные для той или иной системы права. В соответствии с этим различают традиционное право, прецедентное право, договорное право и право законов.

           Системно-структурный срез обозначает  пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Первичным и структурным элементом права выступает – норма права, которая имеет свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки. Норма права – это правило не только единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.

         Признаками нормы права является:

    - общеобязательность;

    - неперсонифицированность;

    - формальная  неопределенность;

    - системность;

    - неоднократность;

    - государственное  принуждение.

           Норма права самостоятельно регулирует  какую-то одну сторону общественного  отношения. Для правового регламентирования   отношения требуется воздействие  комплекса норм.

         Следующим структурным элементом выступает институт права.

         Институт  права — это центральный элемент системы права, состоящий из совокупности правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Ему свойственна однородность фактического содержания, юридическое единство правовых норм, нормативная обособленность и полнота регулируемых отношений.

         Правовой  институт призван обеспечить беспробельность  регулируемых им отношений. По этой причине  любой институт права выполняет  свойственную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

         По  своему содержанию институты права  бывают простые и сложные. Простой  институт включает в себя правовые нормы только одной отрасли права. Например, институт заключения брака, институт алиментных обязательств в семейном праве, институт поручительства, исковой давности в гражданском праве, институт преступления, наказания, необходимой обороны в уголовном праве.

         Сложный институт права представляет собой  совокупность норм из различных отраслей права, регулирующих родственные и взаимосвязанные отношения. Например, институт собственности является одновременно предметом регулирования конституционного, административного, гражданского, семейного и иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Так, институт ренты включает в себя субинституты — постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением.

         Институты права можно также разделить  на материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные.

             Критериями деления права на  отрасли и институты выступают  предмет и метод правового  регулирования.

          Предмет правового регулирования  – это фактические отношения  людей, объективно нуждающиеся  в правовом опосредовании. Им  присущи следующие черты:

    Информация о работе Взаимосвязь системы права и системы законодательства