Взаимосвязь и взаимодействие права и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 01:48, курсовая работа

Описание

Задачи данной курсовой работы заключается в изучении основ понятий права и морали, систематизации знаний и разработок в области социальных и правовых норм, в качестве которых в этой курсовой работе мы рассмотрим нормы права и морали.

Цель данной работы состоит в раскрытии сущности понятий права и морали, проведении сравнения этих понятий, выявления их специфических черт, способов взаимодействия и возможных противоречий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие права и морали 6

§1.1 Общее представление о праве 6

§1.2 Понятие морали. 13

Глава 2. Общие и специфические черты права и морали 18

Глава 3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. 27

Заключение 33

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 67.06 Кб (Скачать документ)

    Социальные  нормы образуют единую систему. Нормы  права соотносятся с социальными нормами как часть с целым, поскольку они - важная, но не единственная форма регулирования общественных отношений.10

    Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное  или санкционированное государством в качестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в  соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечивается всеми  мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения

    Правовая  норма носит общий характер. В  отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками. Она рассчитана на регулирование  не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в  индивидуальных отношениях и в поведении  конкретных людей.

    Нормы права устанавливаются или санкционируются  компетентными органами государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовых доктрин), которые становятся правом только в результате придания им общеобязательной силы. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений.

    Охрана  государственным принуждением - специфический  признак правовых норм, отличающий их от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений. Норма всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которых существует выбор различных линий поведения.

    Правовая  норма, как и право в целом, рассчитана на регулирование поведения  людей посредством отношений, связь  участников которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность  определенного поведения) и обязанностях (необходимость определенного поведения, нарушение которого влечет применение мер государственного принуждения).

    Важным  качеством правовых норм является их формальная определенность, т. е. точное (бесспорное) обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение самих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений и др.

    Право, которое регламентирует функционирование всех основных сфер общественной жизни  на основах всеобщей свободы, является мощным фактором предотвращения социальных конфликтов. В этом действие самой важной его функции, как осуществление социального контроля, направленного на подчинение поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Правовые нормы, которые возникают на основе учета опыта решения конфликтных ситуаций, содержат наиболее разумные способы решения типичных социальных конфликтов, которые максимально соответствуют интересам всех участников правового общества.

    Система правовых норм, которая определяет правила поведения в разнообразных  сферах общественной жизни, подсказывает, а часто и прямо предлагает людям бесконфликтный способ такого поведения.

    Право уже самим фактом своего существования  избавляет общество от конфликтной  ситуации своеволия и насилия и подсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права как системы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

    Право обладает достаточно эффективными способами  и процедурами, необходимыми для  регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с  этой целью обществом социальных институтов.

§1.2 Понятие морали

    Мораль  — это социальный регулятор, с  которым право взаимодействует, пожалуй, наиболее тесно. Она включает взгляды, представления людей о  добре и зле, чести, совести, долге  и основанные на них нормы поведения. Следует особо подчеркнуть, что  мораль — это сначала взгляды  и представления, идеалы, а уже  потом — нормы (правила) поведения. Последние основаны на первых. Следует  подчеркнуть историческую изменчивость моральных взглядов и представлений  и, соответственно, моральных норм, а также возможность неодинаковой моральной оценки тех или иных социальных явлений в различных  слоях общества и отдельными людьми.11

    Мораль  – это один из способов регулирования  поведения людей в обществе. Она  представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Особенностью  морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

    Правовой  морали соответствуют четыре проявления:

    1. Мораль как знак, символ, миф. На  этой ступени в символическом  и мифическом сознании человека  присутствуют в свернутом виде  все последующие проявления морали  и права.

    2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется  феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».

    3. Правовая мораль как социальная  норма. На этой ступени человек  приобретает новое качество, он  становится «социальным».

    4. Правовая мораль как знание. На  этой ступени «человек социальный»  превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила,  этикет, юридические законы, освобожденные  от нравственного содержания.12

    Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые  в длительном процессе исторического  развития общества.

    Всякий  поступок, поведение человека может  иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале: аморальный он совершил поступок или нет? Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

    Ответственность в морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и  поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

    Мораль  зависит от условий человеческого  бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного  и индивидуального сознания.

    Наряду  с другими формами регулирования  поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества  индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную  определенным социальным законам.

    Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к  кому и какие нравственные обязанности  несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и  т.д.), но во всех случаях человек  в конечном счете оказывается  в системе моральных отношений  как к обществу в целом, так  и к себе как его члену. В  моральных отношениях человек выступает  и как субъект, и как объект моральной деятельности; Поскольку  он несет обязанности перед другими  людьми, сам он является субъектом  по отношению к обществу, социальной группе и т.д. но одновременно он и  объект моральных обязанностей для  других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем  и т.д.13

    Нравственная  деятельность представляет собой объективную  сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра  и зла, достойного и недостойного.

    В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии.

    Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели  и пороке, должном и осуждаемом.

    Нормы морали, нормы-обычаи, корпоративные  и другие нормы взаимодействуют  с принципами и нормами права, находят в них одну из необходимых  форм своего существования (например, религиозные нормы празднования Рождества Пасхи стали правовыми).14

    Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков  людей. Нравы повседневно воспроизводятся  в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении  при определенных условиях.

    В отличие от простых обычаев и  привычек, когда люди однотипно поступают  в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в  армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям  и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятою порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или не должном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т.д., действующие в обществе.

    Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.

    Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.

    Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций  санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в  соответствии со степенью его тяжести  на основании воинских уставов последует  соответствующая реакция.

    Таким образом, среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений. 
  
 

Глава 2. Общие и специфические черты норм права и морали

    Общие черты права и морали выражаются в следующем. Как формы общественного  сознания и общественных отношений, мораль и право имеют между  собой много сходного, поскольку  выполняют общую социальную функцию. Они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то, что нормы права носят писаный характер, то есть официально провозглашаются государством, а нормы морали, в основном, живут в общественном сознании,- и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества.

Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие права и морали