Взаимосвязь и взаимодействие права и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 01:48, курсовая работа

Описание

Задачи данной курсовой работы заключается в изучении основ понятий права и морали, систематизации знаний и разработок в области социальных и правовых норм, в качестве которых в этой курсовой работе мы рассмотрим нормы права и морали.

Цель данной работы состоит в раскрытии сущности понятий права и морали, проведении сравнения этих понятий, выявления их специфических черт, способов взаимодействия и возможных противоречий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие права и морали 6

§1.1 Общее представление о праве 6

§1.2 Понятие морали. 13

Глава 2. Общие и специфические черты права и морали 18

Глава 3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. 27

Заключение 33

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 67.06 Кб (Скачать документ)

    ПЛАН:

    Введение                                                                                                3

    Глава 1. Понятие права и морали                                                          6

    §1.1 Общее представление о праве                                                       6

    §1.2 Понятие морали.                                                                             13

    Глава 2. Общие и специфические черты права и морали           18

    Глава 3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали.            27

    Заключение                                                                                           33

    Список  использованной литературы                                                   35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Каждое  исторически конкретное общество требует  строго определенной меры социального  регулирования общественных отношений.

    Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права; норм морали; норм, установленных общественными организациями; норм обычаев; норм традиций; норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

    Особое  место в формировании духовного  мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит  праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности.

    Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку.

    История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные  части культуры общества всегда выступают  в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими  условиями и социально-классовой  структурой общества.

    Римскими юристами был сформулирован постулат, гласящий: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»1, т. е. продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из его моральной оценки.

    Кроме того, непосредственное влияние этического начала на уголовное право, римские  юристы выразили четкой формулой. «Обычай  есть лучший толкователь закона».

    В средние века феодальное право провозглашалось  свободным от морали, поскольку последняя  рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческого  бытия.

    На  тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники  права Древнего мира, средних веков  и нового времени. Об этом свидетельствует  применение морально этических понятий  в оценке содержания законов, других источников права.

    Право в целом соответствует моральным  взглядам, убеждениям народа. В жизненных  обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп,«столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права  приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных  органов является принятие необходимых  мер по совершенствованию правового  регулирования.

    Практика  внутригосударственной и международной  жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются  в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных  отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут  быть в определении преступления, административного проступка, мер  уголовной, административной, имущественной  ответственности.

    Ряд коллизионных вопросов в соотношении  права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских  операций и способов лечения. Так, человек, который умертвлял смертельно больных, является показательным примером «столкновения» между нормами морали и права. Умертвляя безнадежно больных смертельной болезнью по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности.

    Задачи данной курсовой работы заключается в изучении  основ понятий права и морали, систематизации знаний и разработок в области социальных и правовых норм, в качестве которых в этой курсовой работе мы рассмотрим нормы права и морали.

      Цель данной работы состоит в раскрытии сущности понятий права и морали, проведении сравнения этих понятий, выявления их специфических черт, способов взаимодействия и возможных противоречий.

    Актуальность курсовой работы определяется необходимостью выявления взаимосвязи между правом и моралью, исходя из их единства и различий, так как с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие права и морали

§1.1 Общее представление о праве

    Нормы обрядов, традиций, обычаев и иные неправовые социальные нормы до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, вносят в неё определенную упорядоченность. Однако в настоящее время их возможности достаточно ограничены.

    Ещё на заре человеческой цивилизации, с  появлением избыточного продукта, частной  собственности, других факторов, характерных  для цивилизации, возникла насущная потребность в особом универсальном  регуляторе, более сильном, чем имевшиеся  социальные нормы. Таким нормативным  регулятором стало право.

    Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке  предложено великое множество.

    Например. «Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических  норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений»2.

    «Право  – это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование  поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально- экономической, политической и духовной жизни»3.

    «Право  – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых  либо санкционируемых компетентными  государственными органами или принимаемых  путем референдума в целях  регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством»4.

    Обобщая всё вышесказанное, можно сделать  вывод, что право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.5

    Право – это явление не только политико-юридическое, но и социально- этическое . Правовая жизнь гражданскою общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, - свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации.

    Возрастание нравственных начал права - одно из проявлений социального духовного  прогресса, который невозможен без  упрощения этических аспектов общественных отношений.6

    Подробнее характеризуя такое явление как  право, остановимся на следующих  моментах.

    Право характеризуется следующими признаками:

       1. Общеобязательность7

         Право является единственной  системой общественных норм, которая  обязательна для всего населения,  проживающего на территории определенного  государства. Например, запреты,  установленные в нормах уголовного  закона, обязательны для всех  людей без исключения вне зависимости  от их социального положения,  пола, расы и т. д.8 Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: например, членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

       2. Формальная определенность

         Этот признак указывает на  то, что правовые нормы являются  не просто идеями и мыслями,  а представляют собой строгую  реальность, воплощенную в правовых  актах. Именно юридические нормы,  в отличие от иных норм, способны  точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей.  Право, обладая формальной определенностью,  препятствует распространению насилия  и произвола, утверждает надежный  и устойчивый порядок в обществе. Только государство может устанавливать  правовые нормы в официальных  юридических актах (законах, указах), которые являются единственным  источником юридических норм.

       3. Системность 

         Ни одна правовая нормы не  регулирует общественные отношения  самостоятельно, все правовые нормы  логически неразрывны, взаимосвязаны  и соподчинены, они вытекают  друг из друга, образуя целостную  систему, называемую системой  законодательства.

       4. Гарантированность и обеспеченность  исполнения принудительной силой  государства

         Этот признак свидетельствует  о поддержке требований права  государством. Если предписания  не исполняются добровольно, государство  принимает необходимые меры для их воплощения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.). Например, нарушение запретов уголовного закона влечет применение уголовной ответственности к преступнику, которая осуществляется правоохранительными органами (судом, прокуратурой, органами дознания и т. д.).

       5. Многократность применения

         Юридические нормы обладают определенной  неисчерпаемостью, их применение  рассчитано на неограниченное  количество случаев. Например, положения  Конституции США 1787 года до  сих пор успешно регулируют  правовые отношения в этой  стране.

       6. Справедливость содержания юридических  норм

         Право призвано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.

       7. Нормативность

         Право состоит из норм, т. е.  правил поведения общего характера,  адресованных персонально неопределенному  кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами.  Потенциально действие правовой  нормы может быть распространено  на любого, кто находится на  территории государства, хотя  круг конкретных адресатов правовых  норм может быть различен: например, норма Конституции РФ, устанавливающая  обязанность сохранять природу  и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам, касается всех, находящихся на  территории России, а конституционная  норма, закрепляющая обязанность  заботиться о воспитании детей  и обеспечить получение детьми  основного общего образования  имеет силу только в отношении  родителей9.

Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие права и морали