Взаимодействие экономики и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр.

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.


СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.


ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр.

Работа состоит из  1 файл

Экономика и Право взаимодействие.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

    Путем использования данных средств решаются также вопросы привлечения или, наоборот, ограничения притока в экономику страны иностранного капитала.

    Когда речь идет о механизме государственного регулирования экономики, то здесь  нужно обратить внимание на различные  уровни государственного регулирования. В условиях России это, прежде всего, регулирование на уровне федерации и административных единиц.

    В научной литературе рассматриваются  теоретические модели государственного регулирования экономики, которые подразделяются на два вида, в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.1

     Первый  вид исходит их того, что регулирующий орган (парламент, правительство и т.д.) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Согласно этой точке зрения основные особенности регулирующего органа, оказывающие решающее влияние на выработку политики, — это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий и т.д.

    Второй  вид исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством окружающей среды. Согласно этому взгляду определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие так называемую окружающую среду.

    Значительное  внимание вопросам государственного регулирования экономики уделяется в западной юридической, социально-экономической и политической литературе и практике.

    Государственное регулирование экономики на Западе рассматривается в теории и на практике обычно в неразрывной связи с социально-экономическим регулированием, которое предпринимается исключительно в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач. Предпринимаются также попытки выделения "чисто" экономического регулирования, касающегося проблем себестоимости производимых товаров, их рыночных цен, проникновения на рынок товаров, конкуренции и др.

    В зависимости от конкретных целей  государственное регулирование экономики, а вместе с ней и социальной сферы в западных источниках классифицируется следующим образом:

    1.                 Экономическое регулирование, которое подразделяется на регулирование:

    -          с общими целями;

    -          частными целями.

    Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, на недопущение недобросовестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, развитие новых технологий и др.

    2. Социальное регулирование, преследующее  цель страхования жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного порядка, оптимизации рекламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов в целях защиты потребителя, усиления безопасности производства, стабилизации и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения и др.

    В зависимости от форм государственного регулирования в западной литературе выделяются два его вида:

    -          политическое регулирование;

    -          законодательно-административное регулирование.

    Под законодательно-административным регулированием понимается практическая деятельность государственных органов по администрированию системы управления путем издания различных нормативных актов, а под политическим — государственное регулирование в области политики. Каждый из этих видов подразделяется в свою очередь на ряд направлений государственного регулирования.

    Так, например, политическое регулирование  в зависимости от конкретной экономической  ситуации подразделяется на такие направления, как специальный контроль над предпринимательской деятельностью государственных органов; регулирование посредством чрезвычайных экономических мер; регулирование посредством установления дополнительных налогов с предприятий и др. Что касается законодательно-административного регулирования, то оно подразделяется на такие направления, как законодательное регулирование предпринимательской деятельности; регулирование различных видов подготовительных процессов в предпринимательстве; регулирование рыночных отношений с помощью антимонопольного законодательства и др.

    Как и в других сферах государственное  регулирование в сфере экономики  имеет свои пределы, которые обусловлены  объективными и субъективными факторами.

    Среди субъективных факторов нужно выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не учитывать многообразие интересов. Кроме всего прочего это неизбежно привело бы к отрыву государства от общества, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.

    Государство, учитывая интересы различных социальных слоев и групп, интересы правящих кругов и всего общества, не может  не считаться с тем, что в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существовали и существуют, как минимум, две противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы, — тенденция к непрерывному развитию и совершенствованию и тенденция к сохранению в прежнем состоянии государственного и общественного строя.1,2

    Среди объективных факторов, оказывающих  решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, нужно указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений; уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и др. 

      
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

    Рассмотрев  в своей работе аспекты, касающиеся форм и уровня взаимодействия экономики  и права, необходимо сделать следующие выводы.

    Если  в «первозданной» природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.

    Что же касается практики, то это целостная  органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе. Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм познания подчеркивали многие философы разных ориентации.

    Таким образом, право, являясь многоаспектной сферой в жизни человека, возникло, развивается и функционирует в результате комплекса факторов, а экономика является одним из этих факторов.

    Многие  национальные правовые системы оформились в эпоху становления капиталистических  отношений, а право, являясь основным элементом правовых систем, превратилось в непременный атрибут общественной жизни, обладающий относительной самостоятельностью. При этом оно развивалось и совершенствовалось в законотворчестве и правоприменении. В то же время экономическая деятельность, став саморегулирующейся и саморазвивающейся сферой общественной жизнедеятельности, так же как и право, становится относительно самостоятельной.

    Анализируя  проблему соотношения права и  экономики в различных социальных системах можно идти по пути их классификации  и исследования в зависимости  от развития или отсутствия в обществе структур рыночной экономики. В соответствии с данным критерием социальные систем можно подразделить на три группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) системы с плановой, административно - командной экономикой, где полностью отсутствуют элементы рыночной экономики; 3) социальные системы со смешанной экономикой.

    Формы и характер влияния права на экономику  могут быть положительными и отрицательными. Право также может стимулировать, поддерживать эффективное экономическое развитие, но может и тормозить его вплоть до разрушения. В то же время нельзя раз и навсегда выбрать одну модель взаимодействия права и экономики, не считаясь при этом с меняющимися внутренними и внешними факторами. Особенности же соотношения права и экономики в различных социальных системах выражаются в тех юридических методах, средствах, режимах, которые свойственны данному соотношению права и экономики.

    Государственное регулирование экономики представляет собой одну из функций государственного управления, содержание которого заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Кроме этого данная функция включает в себя всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике и др.

    Субъектами  государственного регулирования экономики могут выступать органы государственной власти и управления, суды (в странах, где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права). Правовыми формами государственного регулирования экономики являются законы, подзаконные и судебные акты.

    Говоря  об экономической роли государства, следует решительно подчеркивать, что  речь должна идти о нормальном государстве, государстве, выражающем интересы общества, проявляющем заботу о стране, в том числе заботу о её будущем, а не о государстве, пекущемся о своем собственном существовании и уж, тем более, не о государстве, проводящем в жизнь меркантильные интересы отдельных лиц.

    Нельзя  также абстрактно рассуждать о роли законодательства. Законов принято много. И законы эти разные. Часто пролоббированные экономически господствующими силами. Упрекнуть правотворческие органы в бездействии трудно. Но в силу основополагающих политических факторов законность постоянно входила в противоречия со справедливостью. Следование требованиям законности приводило к неэффективным результатам, а эффективность достигалась вопреки законам, в обход закона.

    В этой связи, для решения проблем взаимодействия права и экономики на данный момент времени, мне представляется целесообразными следующие меры государственно-правового регулирования экономики:

    1. Изданием необходимых законов укрепить государственный сектор экономики. Особое внимание уделить тем монополиям, которые цементируют все отрасли экономики, на деле объединяют все регионы России.

          Переход в государственную собственность  тех предприятий, которые были приватизированы  с явным нарушением установленного порядка. В порядке реализации уже  существующих правовых норм необходимо усилить влияние государства в тех акционерных обществах, в которых значительна доля государственных акций.

    1. В рамках действующего законодательства активизировать формы косвенного воздействия на развитие соответствующих отраслей, используя, в частности, такой правовой рычаг, как государственный заказ.
    2. Создать все необходимые условия для функционирования свободного предпринимательства в сфере мелкого и среднего бизнеса, в особенности, если этот бизнес увязан с производственной деятельностью.
    3. Создать все правовые условия для выхода из «тени» всякой полезной деятельности. Одновременно повысить юридическую ответственность за организованную деятельность в сфере противозаконной «теневой экономики».
    4. Исключить инфляционные процессы в законодательной деятельности. Девальвация законодательных норм, регулирующих экономические отношения, - верный шаг к пропасти и в сфере экономики, и в сфере сознания людей.

Информация о работе Взаимодействие экономики и права