Экономика и право.Проблемы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

Процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный односторонний процесс. Это весьма сложное явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Понятие права……………………………………………………………………………...….4
1.1 Определение права...…………………………………………………………………..….…4
1.2 Признаки права………………………………………………………………………..……..5
2. Роль экономики в возникновении и развитии права……………………………………....9
3. Право и экономика……………………………………………………………………..…….12
4. Проблемы взаимодействия права и экономики ………………………………….………..15
Заключение…………………………………………………………………………….………..21
Список использованной литературы…………………………………….........................……22

Работа состоит из  1 файл

курсовой по ТГП - копия111.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………….....3

1. Понятие права……………………………………………………………………………...….4

1.1 Определение  права...…………………………………………………………………..….…4

1.2 Признаки  права………………………………………………………………………..……..5

2. Роль экономики  в возникновении и развитии права……………………………………....9

3. Право и  экономика……………………………………………………………………..…….12

4. Проблемы взаимодействия  права и экономики ………………………………….………..15

Заключение…………………………………………………………………………….………..21Список использованной литературы…………………………………….........................……22

 

Введение

 

Вопрос о  соотношении государства, права  и экономики существовал с  тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом плане - задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы однако тема по-прежнему остается актуальной.

Процесс взаимосвязи  и взаимообусловленности государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный односторонний процесс. Это весьма сложное явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики.

Чтобы найти  ответ на подобные вопросы, потребуется  выяснить, из чего состоит, как действует  экономический организм общества и  как он регулируется правом в процессе своего развития. Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъекту (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и этические (касающиеся искусства). По сфере деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреаций (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.1

Рассматривая детальнее последний вид потребностей, я хочу сказать, что экономические потребности – это та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие и как оно регулируется.

Целью курсовой работы на тему: «Право и экономика: проблемы взаимодействия» является изучение взаимодействия права и  экономики.

 

1. Понятие права

1.1 Определение  права

 

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.

Будучи “регулирующей  нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий  мыслитель Аристотель, должно служить  “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило своё название от (justitia) - правда, справедливость”, что право есть “искусство добра, равенства и справедливости”.

Право всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек. В первую очередь это проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

Ленин, безусловно, был прав, когда отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. “Воля, если она государственная, - писал он, должна быть выражена как закон, установленный властью”.2

Разумеется, воля и интересы господствующих классов, стоящих у власти, представляются в виде всеобщих лишь в идеологических целях, теоретически. Практически же всё, как правило, обстоит наоборот: воля и интересы кругов реализуются  в реальной жизни не только непосредственно, но и опосредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами.

Противоречивый  подход к разрешению проблемы соотношения  в понятии и содержании права  “общечеловеческого”, с одной стороны, и “классового”, с другой, чётко  просматривается в отечественной литературе.3

В качестве примера  сугубо классового подхода к определению  права, можно сослаться на такое, довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как “государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством, как классовый регулятор общественных отношений”.4

 

1.2. Признаки права

Наличие множества  определений права следует рассматривать  само по себе как явление положительное, т. к. он позволяет взглянуть на право сквозь века, увидеть право не только в статике, но и в динамике.

Однако в  таком множестве есть и свои недостатки. Главный из них заключается в  трудностях, порождаемых различиями, отсутствием единого, целенаправленного  процесса познания права и его практического использования.

Анализируя  многочисленные представления о  праве, можно указать на следующие  его важнейшие особенности и  черты.

1. Право - это  система норм или правил поведения.

Как и любая  другая система она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Возникающие между её отдельными структурными связи должны быть направлены на достижение единых целей.

В основе любой  системы норм или правил поведения  лежат как объективные, так и  субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц, они отражают объективные потребности общества и государства.

2. Право - система  норм, установленных или санкционированных  государством.

В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

Означает ли факт санкционирования государством системы  норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Существует два различных мнения на этот счет.

Суть первого  из них состоит в том, что нормы  права рассматриваются в виде “требований государства”. Государство  при этом, “являясь источником права, очевидно, не может быть обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом5”. Таким образом, государство рассматривается как явление первичное, а право - вторичное.

Смысл второй, противоположной  точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать не факт, а право. Государство хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права.

3. Право всегда  выражает государственную волю.

Мировой опыт существования  и функционирования государства  и права говорит о том, что  в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4. Право - это  система норм или правил поведения,  имеющих общеобязательный характер.

Общеобязательность  означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

5. Право охраняется  и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Государство не может безразлично относится  к актам, издаваемым им или санкционируемым, оно прилагает огромные усилия для  их реализации, охраняет их от нарушений  и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются “всякие предусматриваемые  правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания  правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.”6.

При психологическом  принуждении на первом плане стоит  страх “подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх  “психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права”7.

К признакам  права можно отнести следующие:

Право есть регулятор  социально значимого поведения  человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

а) людей;

б) отношения  между людьми (общественные отношения);

в) поведение  субъектов общественных отношений.

Содержание  права определяется потребностями  общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

Право по своей  природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса  в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого  распределения благ, мера социальной свободы индивида.

Через механизмы  общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности.

Право как разновидность  социальных норм обладает качеством  нормативности; оно действует как  типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а  общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия.

Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.

Действие права  основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений  независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).8

Нормы права  должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных  формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными  отношениями (структурой) и взаимодействующих  друг с другом.

Определений права  существует множество. И это вполне закономерно, поскольку никакое  определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более  такого понятия, как «право», к характеристике которого существуют самые разнообразные  подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное, объемное представление9.

С учетом названных  признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более  плодотворным в этом направлении  является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование  правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

 

2. Роль экономики в возникновении и развитии права

 

Слово «экономика»  греческого происхождения и буквально  означает искусство ведения домашнего  хозяйства. Определяющую роль в сфере  экономики играют отношения собственности. Понятие собственности многогранно.

Информация о работе Экономика и право.Проблемы взаимодействия