Взаимодействие экономики и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1) зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; 2) определить возможные направления развития науки, т. е. направления исследований; 3) уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872—1970), представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно.1 И сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки.
После распада Советского союза и образования Российской Федерации начался переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной, где действуют уже другие законы, в том числе законы рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3 стр.

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРАВА ________________________ 5 стр.


СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ___________________________ 13 стр.


ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ______________________ 24 стр.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________31 стр.

Работа состоит из  1 файл

Экономика и Право взаимодействие.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

    - государственная монополизация  экономики, где все экономические  ресурсы находились в государственной  собственности;

    - отсутствовала самостоятельность  хозяйствующих субъектов (замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии);

    - прямое государственно-правовое  вмешательство (экономические процессы  управлялись преимущественно командно-административными методами без учета объективных экономических законов);

    - нормативные акты не допускали  эксплуатацию человека человеком, но они фактически устанавливали эксплуатацию человека государством;

    - план объявлялся законом; принудительное  монопольное производство и принудительное распределение исключало свободные рыночные отношения между отдельными хозяйствами;

    - чрезмерная централизация управления  экономикой, что вело к бюрократизации  и увеличению государственного  аппарата;

    - в распределении материальных  благ и услуг привилегированное  положение принадлежало партийно-государственной элите.

    Однако  административно-командная система, оставаясь на позициях пренебрежения экономическими законами, создала систему социальных гарантий: пенсионное обеспечение, бесплатное образование и здравоохранение, система социальных пособий и выплат. Социальная защищенность граждан создавала видимость всеобщего благополучия, социального равенства и справедливости.

    Социальные  системы со смешанной экономикой получили свое распространение в  середине XX в. Они отражают реальные изменения в социально-экономической жизни и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике. На сегодняшний день ни одна страна в мире не располагает экономикой в классическом рыночном варианте, либо характеризуется полным отсутствием рыночных отношений.

    Основной  чертой социальных систем со смешанной  экономикой является распределение  большей части ресурсов в рыночных отношениях, но при существенной роли государственных органов власти и управления, которые:

    - определяют правовую основу владения собственностью и функционирования рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила деятельности предприятий;

    - покупают и производят товары  и услуги, такие, как оборона,  образование, дороги;

    - осуществляют социальное обеспечение  граждан;

    - финансируют себя посредством  налогов и займов, таким образом  влияя на цены, процентные ставки  и производство и др.

    При этом соотношение права и экономики можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, т.е. право выступает средством в достижении социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

    Смешанная экономика выступает как «структура с доминантой», где доминировать может та или иная сторона в вышеперечисленных парах. Можно поэтому утверждать, что западные модели смешанной экономики — это во многом модели «смешанного капитализма», в отношении китайской модели может быть использована формула «смешанной экономики социалистического типа». 

    Главное для смешанной экономики состоит  в том, чтобы возможности воспроизводства  и развития имелись у каждого  элемента ее структуры и чтобы  каждый из них обладал реальным весом  в экономической системе. В качестве примера можно привести современные социальные системы Швеции, Японии, США и др. Так, шведская система отличается энергичным правовым воздействием на экономику в целях экономической стабильности и перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Основой шведской системы является социальная политика, ее успешное проведение обусловлено высоким уровнем налогообложения - более 50 процентов валового национального продукта. Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, берет на себя функции обеспечения высокого уровня жизни населения.

    Своеобразием  Японии является:

    1)     планирование и координация деятельности правительства и частного сектора, при этом планирование носит исключительно рекомендательный характер;

    2)     при отставании уровня заработной платы от роста производительности труда происходит снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке;

    3)     взаимодействие права и экономики, как, впрочем, и всех других сфер общественной жизни, основывается на высоком уровне развития национального самосознания, коллективизме и глубоком патриотизме.

    Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

    1.                 Формы и характер влияния права на экономику могут быть положительными и отрицательными;

    2.                 Право может стимулировать, поддерживать эффективное экономическое развитие, но может и тормозить его вплоть до разрушения;

    3.                 Рассмотренные выше социальные системы показывают, что нельзя раз и навсегда выбрать одну модель взаимодействия права и экономики, не считаясь при этом с меняющимися внутренними и внешними факторами.

    Особенности соотношения права и экономики  в различных социальных системах выражаются в тех юридических методах, средствах, режимах, которые свойственны данному соотношению права и экономики.

    Для обществ с плановой, административно-командной экономикой прежде всего характерно централизованное регулирование «сверху донизу», которое осуществляется на императивных началах.

    Для обществ с рыночной экономикой прежде всего свойствен метод децентрализованного  регулирования, на ход и процесс  которого во многом оказывают влияние  сами экономические субъекты путем  заключения договоров, совершения односторонних правомерных юридических действий.

    Для обществ со смешанной экономикой характерна комбинация первого и  второго метода, соотношение между  которыми имеет своеобразие применительно к каждой конкретной стране с такой экономикой.

    Помимо  вышеназванных особенностей соотношения права и экономики, в различных исторически конкретных общественно-хозяйственных системах складываются несовпадающие комбинации экономических и внеэкономических методов правового регулирования экономических процессов.

    Основным  критерием различия административных и экономических методов участия государства в экономике служит их отношение к экономическому интересу субъектов рынка и свободному экономическому выбору. Отметим, что правовые экономические методы, с формальной точки зрения, также обладают силой общеобязательности для экономических субъектов.

    Примером  правового экономического метода может  служить установление правовых запретов, например, на недобросовестную конкуренцию и на установление монополии в отдельных отраслях промышленности.

    Право является неотъемлемым элементом в  любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор. Переход от одной социально-экономической системы к другой, как правило, занимает длительный отрезок времени, подчиняясь объективным закономерностям общественного экономического развития.

    В России особенностью всех экономических реформ, а также нынешнего переходного периода является то, что для нее всегда была характерна сильная власть государства в экономике, т.е. государство всегда было крупнейшим собственником средств производства и непроизводственных фондов, крупнейшим инвестором капитала в производственную сферу. В советский период развития эта роль государства была абсолютизирована, и это оставило свои отпечатки на специфике развития современной российской экономики. 
3. ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ  
 

    Государственное регулирование экономики можно охарактеризовать как одну из функций государственного управления, основной смысл и содержание которого заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий. Но только этим не исчерпывается данная функция государственного управления, поэтому она еще включает в себя:

    -          всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения;

    -          всестороннюю защиту их законных интересов и прав;

    -          установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования;

    -          координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений;

    -          определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике и т.д.

    В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно выступают органы государственной власти и управления. В странах общего права (Англия, Австралия, Канада, Новая Зеландия США, и др.), где судебный прецедент рассматривается в качестве источника права, субъектами государственного регулирования экономики могут выступать также и суды.

    Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.

    Приоритетное  значение всегда имеют законы. В этом плане Российская Федерация  не является исключением, однако с двумя примечаниями. Согласно сложившейся практике, чаще не законы, а указы Президента, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая, например, процессы акционирования и приватизации. Важным здесь является то, чтобы эта практика всегда строго согласовывалась с Конституцией Российской Федерации [п.3, ст.90], в которой говорится, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».

    Второе  примечание заключается в том, что  в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формами государственного регулирования. Они постепенно создаются Конституционным Судом, и требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться в качестве источников права.

    Действенными  инструментами государственного регулирования  экономической и других сфер жизни  общества во всех странах являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы.

    С помощью же данных средств государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из менее приоритетной сферы экономики в более приоритетную.

Информация о работе Взаимодействие экономики и права