Возникновение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих происхождение государства и права. Существование их вполне естественно и понятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и многогранность таких явлений, как государство и право. А с другой - тот факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства и права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1. Возникновение государства и права: причины и условия…..……………5
Возникновение государства…………………………………………5
Возникновение права…………………………………………………9
Основные теории происхождения государства…………………………14
Особенности и основные теории возникновения права…………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 54.56 Кб (Скачать документ)

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и  государство появляются вместе как  продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя  победителей подчиняет себе племя  побежденных, присваивает себе всю  их землю и затем принуждает побежденное  племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом  завоевания».

Ф. Энгельс  жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические  факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать  государственный аппарат и производить  соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий  нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению  государства. Вместе с тем бесспорно  и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

Марксистская теория (историко-материалистическая теория) происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение  государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым  антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать  влияние классов на возникновение  государства нет оснований. Но так  же нет оснований считать классы единственной первопричиной его  появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось  и формировалось до возникновения  классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Психологическая теория. Государство – плод свойств психики людей, результат компромисса между волевыми людьми, способными управлять обществом, принимать ответственные решения, и пассивными, склонными к подчинению, подражанию, но не способными управлять. Эта теория нашла отображение в работах Д.Д.Фрезера, Л.Петражицкого, Г.Тарда и др. на психологические факторы, повлиявшие на возникновение государства, обратил внимание еще Аристотель.

Органическая  теория. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

В соответствии с органической теорией  само человечество возникает как  результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

Некорректность органической теории происхождения государства и  определяется следующим. Все сущее  имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными  этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного  мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности и основные теории возникновения права

Причины и  условия возникновения права  во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие  усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок  и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость  в принципиально новых регуляторах  общественных отношений.

В отличие  от обычаев правовые нормы фиксируются  в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения  государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается  под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками  становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах  и т.д. В европейских странах  наряду с обычным правом развиваются  обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Рассмотрим  основные теории возникновения права.

Учения о  возникновении права обычно тесно  связаны с концепциями происхождения  государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного  права иные. До начала буржуазной эпохи  господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права  как высшего и неизменного. С  наступлением капиталистических отношений  многие мыслители перестали связывать  естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа  человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно  проявляется в виде голоса его  совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право  вытекает из законов природы, оно  самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях  естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают  его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права  в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора  на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще  меньше оснований считать психические  переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели основные теории происхождения государства и права, условия, причины и особенности их происхождения. Можно сделать вывод, что происхождения государства и права явилось результатом сложных преобразований в жизни общества, естественным результатом его развития. Право в широком понимании, на наш взгляд, предшествовало возникновению государства. Однако как система общеобязательных формально-определенных юридических норм оно стало неотъемлемой частью государства. Право явилось закономерным следствием усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Что касается возникновения государства, то, на наш  взгляд, самой оптимальной и научно обоснованной является марксистская (историко-материальная) теория его происхождения. Остальные  теории тоже нельзя исключать, но они  скорее являются предпосылками, нежели основной причиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рассмотренные теории, разумеется, не исчерпывают  всего многообразия взглядов современных  исследователей на происхождение государства, в научной и учебной литературе встречаются и другие мнения по данному  вопросу, в связи с чем, безусловно, усвоение всего объема затруднено.

Не вдаваясь в анализ встречающихся в современной  отечественной литературе высказываний относительно происхождения государства, хочу вместе с тем отметить ряд  положений, которые, как представляется, являются характерными для современных  взглядов на происхождение государства  и на которые следовало бы обратить внимание.

Во-первых, подавляющее  большинство современных исследователей исходит из того, что государство  не является результатом божественного  разума, общественного договора или  завоевания одних народов другими. Некоторые из этих факторов (например, договор или насилие) могут сыграть  определенную положительную роль в  возникновении какого-либо конкретного  государства, но им не следует придавать  универсального значения при объяснении причин возникновения государства  вообще. Государство, по мнению большинства  современных исследователей, есть закономерный результат развития самого первобытного общества, в недрах которого объективно складываются необходимые для этого  условия.

Информация о работе Возникновение государства и права