Учение о государственных функциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесообразную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществляет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классификацию представляется делом совершенно невозможным.

Содержание

1. Введение.
2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства
2.1. Понятие, содержание и признаки функции государства.
2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства.
2.3. Эволюция функций государства.
2.4. Классификация функций.
2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функций.
2.6. Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства. Функции государства, государственной власти, органа государства.
3. Функции Российского государства на современном этапе.
3.1. Понятие и содержание функций государства.
3.2. Классификация и эволюция функций Российского государства.
4. Учение о государственных функциях.
4.1. Самопровозглашение.
4.2. Назначение и выборы..
4.3. Функции верховного управления.
4.4. Законодательные функции.
4.5. Функции, обусловленные главенством закона в государстве.
5. Заключение.
6. Список литературы..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 52.44 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1. Введение.

2. Функции и обеспечивающая  их структурная  организация государства 

2.1. Понятие, содержание  и признаки функции  государства. 

2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства.

2.3. Эволюция функций  государства.

2.4. Классификация функций. 

2.5. Структура государства,  обеспечивающая выполнение  функций. 

2.6. Государственный  аппарат. Бюрократия  и функции государства.  Функции государства,  государственной  власти, органа государства. 

3. Функции Российского  государства на  современном этапе. 

3.1. Понятие и содержание  функций государства. 

3.2. Классификация и  эволюция функций  Российского государства. 

4. Учение о государственных  функциях.

4.1. Самопровозглашение.

4.2. Назначение и выборы..

4.3. Функции верховного  управления.

4.4. Законодательные  функции. 

4.5. Функции, обусловленные  главенством закона  в государстве. 

5. Заключение.

  6. Список литературы..    
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

Всякое  государство в процессе своей  жизни осуществляет ряд весьма сложных  заданий и целей, развивает некоторую  целесообразную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществляет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классификацию представляется делом совершенно невозможным. Цели эти, с одной стороны, чрезвычайно многочисленны, с другой стороны, при их изменчивости в зависимости от исторических и культурных условий чрезвычайно разнообразны. Государство выступает и в качестве хозяина, и в качестве организатора военной силы, и в качестве охранителя безопасности, и в качестве судьи, и в качестве хранителя культурных благ и т.д. Старое патримониальное государство одной из своих целей имело организацию царской охоты, современное государство устраивает научные институты и музеи. Перечисление конкретных целей государства может составлять предмет чисто описательной дисциплины, изучающей какую-нибудь государственную единицу в определенный период ее жизни, но такое исследование не может быть предметом общей теории государства. Практически каждая государственная организация определенного типа культуры имеет некоторый постоянный круг заданий, который она принуждена бывает очертить и определить в процессе своей конкретной деятельности. В частности, государство западной культуры уже в период образования абсолютной монархии составило каталог основных направлений государственной деятельности, так называемые Ressorts, сообразно которому и были построены основные отделы государственно-правительственного аппарата. Эмпирические очертания этого круга государственных деятельностей настолько вошли в привычку в современном государстве, что они даже были приняты в революционные эпохи и со стороны правительств, стремящихся построить свой организационный аппарат совершенно на новых началах.

Несколько иначе обстоит дело с изучением  тех средств, при помощи которых  государство выполняет эти цели. Причем под средствами мы будем разуметь:

1) материальные и технические ресурсы,  необходимые при проведений в жизнь поставленных задач;

2) совокупность властных актов,  к которым государство прибегает  при достижении означенных целей  и при применении необходимых  для этого достижения средств.

Что касается первых, то они столь же разнообразны, как и государственные  цели. Государство ставит цели народного образования — средством здесь является построение учебных заведений, следовательно, проведение прежде всего ряда чисто хозяйственных мер, далее подбор учителей, их подготовка, выработка планов преподавания и т.д. В процессе применения названных средств государство входит в сложный ряд деятельностей, которые также поддаются только эмпирическим классификациям. Однако государство есть властный союз — и в процессе постановки своих целей, и в приискивании средств для их осуществления оно поступает властно, оно приказывает, повелевает, распоряжается. Мы подходим здесь к средствам государственной деятельности в смысле общей формы осуществления государственных задач во всем их многообразном объеме. Таковые формы единообразны, поскольку в них всех заключается властный элемент. Во имя чего и как бы ни действовало государство — оно властвует и, следовательно, осуществляет одинаковые властные акты. Виды этих властных актов не многочисленны, и классификация их может быть построена на внутренних необходимых принципах.

2. Функции и обеспечивающая их  структурная организация государства 

2.1. Понятие, содержание и признаки  функции государства

Теория  государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны  государства использует понятие  функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает».

Функция, как и многие иные обществоведческие  понятия, не является собственно юридическим  и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Так, в математике, физике понятие функции выражает зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Вот и с понятием «функция», когда  оно включается в юридический  понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.

Следовательно, функция государства — это  рассматриваемые в комплексе  предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

Понятие функции государства появилось  и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку, и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их система структурных образований изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.

На  современном этапе развития отечественной  теории государства и права также  сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Уникальные  государства иного типа, возникающие  на рабовладельческой основе, - государства  Древней Греции и Древнего Рима - наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, а потом и  обращение в рабство собственных граждан. В этих государствах развиваются не распределительные, а товарно-денежные отношения, включающие в экономический оборот и раба как товар, происходят формирование и защита правовых систем, опосредствующих рыночные товарно-денежные отношения. В основе этих отношений лежит частная собственность, которая становится особым предметом заботы и защиты государства.

Да  и само понятие функции уже  используется в научной литературе не столько для показа ее зависимости, особенно от классовой сущности государства, сколько просто для характеристики, описания деятельности государства. Кроме того, это понятие стало использоваться и для учета связи функций государства с многими этнокультурными, идеологическими, духовными и иными факторами воздействия. 

2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства

 

Наименее  изменчиво и наиболее стабильно  общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества.

Именно  в этом смысле государственная организация  общества приобретает большую социальную ценность.

Словом, общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы.

Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относилось:

-                поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства),

-                защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны).

Основы  существования некоторых народов  в конкретных условиях проживания на определенной территории, с определенными географическими, климатическими и иными характеристиками перерастали в «вечные вопросы», в вечный предмет государственной деятельности. Именно они наполняли общесоциальные функции конкретным содержанием, которое приходилось реализовывать на протяжении столетий на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность и выживание того или иного общества, того или иного народа.

Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые  интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, речь идет о широком понимании классов как определенных социальных, организованных структур общества.

К классовым функциям относится прежде всего подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства - армию, полицию) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением:

-                присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество,

-                классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества,

-                используется судебное и в основном внесудебное преследование,

-                осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни,

-                и вообще классовые противники устраняются физически.

Отношения с диаспорой, которая формируется  из соотечественников за рубежом - еще  одна важная функция государства. Как  правило, эти отношения должны строиться на началах поддержки диаспоры, защиты прав и свобод соотечественников. Однако история знает и функции борьбы с диаспорой, когда она формировалась после гражданской войны (эмиграция), ставила целью реставрации прежних порядков.

Анализ  национального содержания функций  государства демонстрирует и  социальную ценность государства, эффективность  существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем  более исчезновение государства  представляет собой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы. 

2.3. Эволюция функций государства 

Выше  уже отмечалось, что функции государства  подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и  изменений условий существования  самого государства, т. е. изменений  внешних условий, внешней среды, в которой «живет», действует государство.

В XX веке цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности (появление государств социалистического типа, возрождение частной собственности во многих государствах после крушения тоталитарного социализма, формирование в этой связи новых правовых систем и т. д.).

Информация о работе Учение о государственных функциях