Учение о государственных функциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесообразную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществляет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классификацию представляется делом совершенно невозможным.

Содержание

1. Введение.
2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства
2.1. Понятие, содержание и признаки функции государства.
2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства.
2.3. Эволюция функций государства.
2.4. Классификация функций.
2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функций.
2.6. Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства. Функции государства, государственной власти, органа государства.
3. Функции Российского государства на современном этапе.
3.1. Понятие и содержание функций государства.
3.2. Классификация и эволюция функций Российского государства.
4. Учение о государственных функциях.
4.1. Самопровозглашение.
4.2. Назначение и выборы..
4.3. Функции верховного управления.
4.4. Законодательные функции.
4.5. Функции, обусловленные главенством закона в государстве.
5. Заключение.
6. Список литературы..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 52.44 Кб (Скачать документ)

Но XXI век будет характеризоваться  социальными столкновениями в сфере  вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере частной и государственной, как это было ранее. 

2.4. Классификация функций 

Изучение  эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в  этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и  процессов в теории государства  и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить  и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно  используется метод классификации  и при изучении функций государства.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Внутренние  функции государства проявляют  себя в экономическое, политической, социальной, идеологической сферах жизни  общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п. Понятно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистических государствах.

Внешние функции - защита общества от нападений  извне, мирное сотрудничество с другими  государствами, обеспечение геополитических  интересов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

2.5. Структура государства, обеспечивающая  выполнение функций 

Особую  проблему представляет решение вопроса  о централизации и децентрализации  функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов. 

2.6. Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства. Функции государства, государственной власти, органа государства 

Но  проблеме децентрализации функций  в Российской Федерации свойствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоукладной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

В функциональную характеристику государства  входит и рассмотрение тех средств  и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Построение  аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.  

3. Функции Российского государства  на современном этапе

3.1. Понятие и содержание функций  государства 

Таким образом, функции государства можно  определить как основные направления  его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная  деятельность государства в той  или иной сфере общественной  жизни;

2) непосредственная связь между  сущностью государства и его  социальным

назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

3) направленность функций государства  на выполнение конкретных задач  и достижение тех или иных  целей, которые встают на каждом  историческом этапе развития  общества;

4) реализация функций осуществляется  в определенных формах (чаще всего  правовых) и особыми методами, присущими  государственной власти.

Сущность  государства и его социальное назначение являются решающими факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

Каждая  функция государства имеет определенное содержание, поскольку

предполагает  деятельность в конкретной сфере  общественной жизни. Содержание функций показывает, чтоделает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным на всех этапах развития общества и государства. Особенно существенно различие в содержании функций у государств, принадлежащих к различным общественно-экономическим формациям, например у рабовладельческого и феодального, феодального и буржуазного государств. Большим своеобразием отличаются функции государства в периоды радикальных социальных перемен, переходных состояний общества, революционных потрясений.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.). Престиж государства, политической власти, ее поддержка населением (легитимность власти) непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национально-этнические и другие социальные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии в отношении своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в процессе принятия решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

3.2. Классификация и эволюция функций  Российского государства 

В юридической науке существует множественность  классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований  классификации нередко избираются объекты и сферы государственной  деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия  на общественные отношения и т.д.

К числу основных можно отнести  классификацию функций государства, базирующуюся на принципе разделения властей. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

Марксистско-ленинская  доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющий законодательные и  управленческие функции в одном  органе, и отвергала принцип разделения властей из-за его якобы буржуазной принадлежности. Такой подход был  воспринят практикой советской  государственности, так как в  условиях административно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ, в действительности ею безраздельно владела партийно-государственная верхушка.

В Конституции РФ разделение властей  закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя  страны. Таким образом, указанная  классификация функций государства  получает конституционное обоснование. Общепринятой классификацией является выделение внутренних и внешних,функций государства.

Эволюцию  функций современного Российского  государства можно наглядно показать, сравнив их с основными направлениями  деятельности государства на этапе  диктатуры пролетариата.

К внешним функциям Советского государства относились:

-                оборона страны;

-                взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма;

-                борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами;

-                поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами.

Уже в названиях этих функций раскрываются их классовая направленность и содержание, поэтому нет необходимости в  подробном их освещении.

Анализ  реальной действительности позволяет  сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

-                обеспечение народовластия;

-                экономическая, социальная функции;

-                налогообложение;

-                экологическая функция;

-                функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести

-                функции интеграции в мировую экономику;

-                внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций;

-                обороны страны;

-                поддержки мирового правопорядка;

-                сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических в общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее официальная позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признание экономической взаимозависимости государств в современном мире.

В России принят специальный Закон  об обороне от 24 сентября 1992 г., в  котором определены основы организации  обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом  безопасности и одной из важнейший  функций государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно бороться государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Информация о работе Учение о государственных функциях