Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть понятие тоталитарного государства.
Данная цель предполагает последующее решение следующих задач:
* рассмотреть историю возникновения термина «тоталитаризм»;
* рассмотреть сущность тоталитарного государства, его экономическую и социальную основу, политическую и правовую систему;
* выделить основные признаки, особенности тоталитарного режима управления.

Работа состоит из  1 файл

тотал. гос-во кур..doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

    Отталкиваясь  от результатов анализа, прежде всего  тоталитарных структур гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно  назвать «тоталитарным максимумом», выделим пять основных признаков тоталитаризма.

      Первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень /4,с.268/. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

  • соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при  фактическом отсутствии независимой судебной власти.
  • принцип «вождизма», причем вождь харизматического, мистического типа.

    Тоталитарное  государство не могло и не может  стать правовым, то есть таким, где  суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.

    Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими  можно было исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества.

    Отсюда  вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом  по этой причине законодательная  власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной.

    Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд «врагов народа» или «врагов рейха».

    Принцип «вождизма».

    Ко  второму десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами  еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве  промышленно развитых и развивающихся  стран. Отдельные государства еще  сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском обществе.

    В Испании Ф. Франко через фалангу  пытался возвыситься в общественном сознании испанцев до уровня свергнутого  короля; однако это ему удавалось  плохо. Придя к власти, Франко восстановил  монархию, но ...без монарха. В 1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру, чем  окончательно испортил отношения с Франко /5,с.187/.

    В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых  «вождизм» не является чем-то пришедшим  извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности.

    Пример - принцип «фюрерства» в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе  государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными.

    Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя  с массами носит скорее мистический, личностный характер. Вождь объявлялся самым умным, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигались харизматические личности.

    Однопартийная политическая система - средство осуществления  политической власти в тоталитарном государстве.

    Второй  признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

    Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая – единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.

    Основным  методом монистической идеологии  является массовая оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально – классовой (СССР), расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен атоллы Хомейни) демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена 6-й статьей Конституции СССР.

    Весь  механизм власти был сведен к следующему: политические структуры - это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали управление под своим надзором.

    Достаточно  было центру провести заседание или  опубликовать статью, как мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли «неисправность» отклонение от общего мнения /6,с.256/.

    Во  времена Сталина идейное единство стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом для всех компартий.

    Раз в любой партии власть сосредоточена  в руках вождей и высших инстанций, то идейное единство как приказ несло  с собой владычество центра над  умами рядовых партийцев.

    Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм, осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер закона.

    Устранение  идейной разноголосицы в среде  высших руководителей автоматически  упразднило фракции и течения, а  с тем и всякую демократию в  коммунистических системах.

    В коммунизме возобладал принцип «вождь знает все»: идеологами партии становились  обладатели власти - партийной и прочей. Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное злодейство.

    В борьбе за власть над умами не гнушались  никакими средствами, широко применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по обстоятельствам.

    Идеологическое  единство, прошедшее немало фаз и  приобретшее на этом пути разнообразные  формы, было самой отличительной  чертой партии большевистского, коммунистического  типа.

    Во-вторых, однопартийная политическая система  сопровождалась фактическим отсутствием  демократических институтов, таких  как Парламент, Советы депутатов  и др., в результате чего достигалось  тотальное отчуждение индивида от политической власти.

    Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию.

      Возможное существование некоторых  общественных организаций ничего  не меняло, так как они контролировались  партийными и государственными  органами. Примером могут быть  созданные фашистами профсоюзы,  основной задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и контроль за ним.

    Отрицанием  демократических институтов режим  реализовывал важную задачу - ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые  стоят между индивидом и государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством, превращение его в «винтик» огромной государственной машины.

    Тоталитарный  режим - детище ХХ века, так как в  предыдущие годы техника не была столь  развита, чтобы человек быстро получал  и усваивал пропаганду идейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих через прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-технический прогресс значительно расширил возможности общения.

    Исключительная  роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволило  приобщить к политике широкие  слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез, подключились и газеты /7/.

    Пропаганда  шла по всем каналам: в первых классах  начальной школы проходили ленинские  уроки, по окончании года дарились книжки под названием «Из жизни В. И. Ленина», и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы умножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировались тема лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть пропаганды приходилась на историю.

    По  радио передавались бесконечные  речи вождей, в газетах каждый день печатался портрет Сталина, в  предисловиях любое произведение рассматривалось  с точки зрения марксизма –  ленинизма - сталинизма.

    Пропаганда  превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята - пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали нижестоящих.

    Пропагандой и поддержкой общественно-политического  движения режим решал весьма важную задачу:  взяв под практически  полный контроль души граждан, он прививал людям тоталитарное сознание, готовность подчиняться идеям, идущим из центра.

    Особо стоит сказать о роли церкви.

    Являясь более древним институтом, чем  политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь стала тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Россия).

    Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима /7/.

    Третий  признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. В ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима.

    Народные  массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые исследователи советского тоталитаризма производят искусственное разделение общества на отдельные части.

    С одной стороны, лидер-диктатор во главе  единственной массовой политической партии, террористический полицейский контроль, сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий, несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне, вызывая симпатии и даже любовь /8,с.221/.

    Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов предшествовали массовые движения, участники которых  совершенно добровольно поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.

    Сталинские  репрессии по свидетельству очевидцев  воспринимались значительной частью населения  сочувственно, на этот раз на режим  работали также пропаганда и террор.

    Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальную опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и видоизменяться.

    Какова  же роль тоталитарного общественно-политического  движения?

    В характере тоталитарного режима фактор общественно-политическое движение занимает определяющее место по следующим  причинам.

    Во-первых, именно через  общественно-политическое движение как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании «тоталитарной идеи».

    Во-вторых, через общественно-политическое движение достигается всеохватывающий контроль над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти.

    В-третьих, через общественно-политическое движение тоталитарный режим внедряет мифы в  общественное сознание, формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают.

Информация о работе Тоталитарное государство