Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Вообще же тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия — деспотии, тирании, абсолютистской, бонапартистской и военной диктатур. Поэтому, будет правильней рассматривать его, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официаль­ной идеологии.

Содержание

1. Понятие тоталитаризма………………………………………………..3
2. Исторические корни тоталитаризма………………………………….4
3. Признаки тоталитаризма……………………………………………….5
4. Причины становления тоталитарных режимов……………………15
5. Классификация тоталитарных режимов……………………………17
6. Преимущества и недостатки тоталитарных режимов……………18
7. Заключение………………………………………………………………22
8. Список литературы……………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

 

Психологические предпосылки

Почему же люди становились участниками тоталитарных движе­ний? Психологические мотивы, которыми они руководствовались, сфор­мировались прежде всего под влиянием распада устоявшихся общест­венных отношений. В эпоху господства гигантских концернов и бю­рократических структур окончательно складывалось из разрозненных индивидов так называемое "массовое общество" с аморфной социаль­ной структурой. Если прежде человек был в значительной мере рас­творен в системе традиционных групповых, местных, религиозных и иных связей, то теперь он оказывался один на один с миром и потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла суще­ствования. "Ему угрожают, — писал известный психоаналитик Э.Фромм, — мощные силы, стоящие над личностью, — капитал и рынок. Его отношения с собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности и враж­дебности... Человек подавлен ощущением своей ничтожности и бес­помощности ".

В 1920-е — 1930-е годы в ряде индустриальных стран среди ши­роких слоев мелких и средних собственников, разочарованных в бес­препятственной капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демократического государства обеспечить им благосостоя­ние, стабильность и приемлемый социальный статус, распространи­лась идея создания нового государства, которое защищало бы их классовые интересы. Фашистские лозунги, направленные против господства крупного ка­питала, находили наибольший отклик именно в среде мелких пред­принимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и служащих. Им, бунтовавшим против своих могущественных монополистических конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые име­новали их, "маленьких людей", исполнителями высшей миссии нации, истории и провидения, средоточием воли и активности.

Таким образом, массовое сознание оказалось в значительной мере подготовленным к восприятию тоталитаризма всей предшествующей историей развития капитализма и государства. Но в то же время, ни в Германии, ни в Италии "большинство народа не желало фашизма и выбор ему не принадлежал. Муссолини и Гитлер пришли к власти тогда, когда, об этом договорились сравнительно небольшие клики, при чем они следовали соответствующему решению высших хозяйст­венных кругов, которые пришли к выводу, что фашизм станет выхо­дом из переживаемых ими трудностей".

 

 

 

 

 

Классификация тоталитарных режимов

По степени централизации :

- руководство полностью в руках одного человека-харизматика (СССР 1937-1953)

-  руководство распределено в немногочисленной группе лиц   (СССР 1953 по 70-е)

- руководство рассредоточено между высшими органами власти  (СССР 70-е – 1991)

 

По степени огосударствливания общественных институтов :

- огосударствливаются все общественные институты  (СССР)

-огосударствливаются  наиболее важные общественные институты (Фашистская Германия )

 

По характеру регулирования экономики:

- полностью плановая экономика (СССР)

- планируются наиболее важные отрасли (Фашистская Германия)

 

По степени полицейского контроля и его методов:

- тотальный контроль, атмосфера доносительства и террора, очень большое количество осуждённых, наличие внесудебных процедур рассмотрения уголовных дел, частое применение смертной казни (СССР 1933-1953)

- сильный  контроль, смертная казнь применяется редко, значительное количество осуждённых, правосудие осуществляется только судами, наличие специфических видов наказаний.

 

По уровню народной поддержки

- режим поддерживается большинством населения

- режим удерживается постоянными репрессиями против населения или иностранными государствами (Аргентина Пиночета)

 

По характеру объединяющей идеи:

- идея национальной исключительности и превосходства (Фашистская Германия)

- идея социальной справедливости (СССР)

(Список не исчерпывающ)

 

По уровню развития идеологии и пропаганды:

- идеология является философской концепцией, идеологическая  машина государства активно формирует необходимое мировоззрение и психику населения (СССР, Фашистская Германия)

- идеологи отрывочна и не является идейным целым , СМИ лишь подают угодную режиму информацию (…)

 

 

 

 

 

Преимущества и недостатки тоталитарных режимов 

   

     Тоталитарные режимы при своей внешней мощи и надёжности, очень нестабильные и малоэффективные социальные образования. В каждом тоталитарном государстве находится множество зародышей его будущей гибели. В долгосрочном функционировании они неконкурентоспособны с другими видами государственных режимов.

 

     Тоталитарные режимы неэффективны :

 

Экономически:

     Тотальная зарегулированность  тормозит развитие производства и общественных отношений, как в силу системных законов кибернетики (большие затраты времени и ресурсов на самоконтроль), так и в силу ригидности бюрократического аппарата. Кроме того, органы, осуществляющие контроль со временем разрастаются и поглощают огромные средства (18 млн. аппаратных работников в СССР при населении в 200 млн. человек).  Также здесь нарушается один из принципов кибернетики о местной саморегуляции (большинство проблем должно разрешаться на местном уровне, уровне «отдельной клетки».) В тоталитарном государстве имеется тенденция к разрешению малых дел в центральных и высших органах государства. Например ГОСПЛАН СССР занимался проблемами обычно решаемыми на догосурственном уровне -  уровне миллионов отдельных предприятий, что сильно снижало качество его регулирования.

Система централизованного планирования производства и нормированного распределения ресурсов и продукции, оказывается менее эффективной, чем формирующийся в условиях рыночной экономики баланс между спросом и предложением.

   Закрытость страны для внешнего рынка тормозит развитие экономики в целом. В этом случае, мировой рынок заменяется суррогатом из принудительного разделения труда или созданием цепи завоеванных государств, чья экономика включается в экономику страны-сюзерена (Германия)

      Большое количество разнообразной «чрезвычайщины», которая на короткий строк выправляет положение, но в целом убыточна. Одним из следствий этого является распространённость внеэкономических методов принуждения и подневольного труда. При долгосрочном применении это губительно для экономики.

     Снижение мотивированности к труду у населения, поскольку наибольшие средства человек может получить только на государственной или партийной должности. Так же в силу малых различий в зарплате между начальником и подчинённым (в СССР) не было стимулов для карьерного роста. Такая система тяготеет в уравнительности в вознаграждении, выгодной не для тех, кто работает с полной отдачей. Это явление несколько нивелируется системой моральных поощрений и идейным ажиотажем населения, но долго поддерживать такое состояние нельзя, и как постоянная основа трудовых  отношений она несостоятельна.

         Огромные расходы на военную сферу в ущерб социальной, за счет ухудшения быта населения и развития многих необходимых отраслей производства, что приводит к низкой покупательной способности населения и удушению внутреннего рынка.

     Большие расходы на пропаганду и агитацию, ненужные иным государственным режимам.

     При огосударствоывании экономики предприятия управляются не хозяевами, а чиновниками, которые в первую очередь заинтересованы в сохранении своей государственной должности. В силу этого руководители предприятий не заинтересованы в рискованных инновациях,  и нацелены на сохранение существующего уровня производства, что гибельно для экономики государства. Вследствие неправильной мотивации руководителей предприятий отсутствует их внимание к экологичности производства, что ведёт к излишнему загрязнению природы.

 

  Политически :

Отсутствие реально обеспеченных прав  и свобод личности сковывает общественную и экономическую инициативу граждан, является залогом произвола  гос. органов.

   Отсутствие независимых СМИ не позволяет гражданам иметь достоверную информацию о делах государства. Это соединяется с отчуждением граждан от управления государством и порождает безответственность правителей.  Вследствие этого гос. аппарат лишается необходимой критической оценки его действий со стороны общественности и специалистов. Это даёт почву для развития вредных тенденций и принятия неверных решений  (освоение целины).

    В силу закрытости тоталитарного общества граждане не получают полную информацию о других государствах и лишены возможности сравнивать свою жизнь с жизнью заграницей. Это ведёт к отсутствию конкуренции между политическими системами за своих граждан, ставит препятствия для перенимания полезных политических и общественных институтов.

   Поскольку высшие чины безответственны перед народом они зависят прежде всего от своего окружения (высших гос. органов,  силовых ведомств и др.), то их решения часто  определяются внутренними аппаратными интригами и результатами «подковерной» борьбы между ведомствами и начальниками. Наиболее важные решения принимаются единовластным лидером или верхушкой элиты под влиянием идейно-политических соображений, субъективных расчетов. Это обуславливает большую вероятность ошибок при принятии решений (война в Афганистане, нападение на СССР, антиалкогольная кампания). Этот недостаток усиливается чрезмерной централизацией власти в руках отдельных лиц на всех уровнях управления.

     Продвижение по службе во многом зависит не  от деловых качеств человека, а от его лояльности режиму, способности лавировать и проталкиваться, его способности к интригам. Этот принцип кадрового отбора препятствует продвижению  наиболее талантливых людей, что ухудшает качество гос. аппарата.

    Тоталитарный режим  неудовлетворительно обеспечивает систематическую смену правителей. Здесь  новый правитель или приходит к власти через ожесточенную борьбу, угрожающею существованию всего государства (смута), или приводится к власти партийным большинством. В этом случае, личные качества правителя, его талант управления, неважны, выбирается наиболее удобный «лидер» (Брежнев). Часто эти пути сочетаются, но к власти приходит не тот, кто отражает интересы страны и народа, а тот кто отвечает интересам гос. аппарата.

    Тоталитарным режимам свойственна тяга к агрессивной внешней политике и силовым методам решения конфликтов. Это увеличивает вероятность начала больших войн, которых можно было бы избежать.

   Невозможность построения доброкачественных внешних отношений – всякое независимое государство рассматривается, прежде всего, как потенциальный идеологический и военный противник, с которым возможны лишь временные соглашения. В унии между тоталитарными государствами отношения могут выстраиваться лишь по феодальному принципу сюзеринитета-вассалитета, (Германия-Италия) или же они протекают в форме скрытой конфронтации (СССР-Китай).  В то время как прочные, взаимовыгодные внешние отношения – залог стабильности всякого государства.

    Господство принципа политической целесообразности в управлении вызывает нестабильность во внешней и внутренней политике государства, снижает доверие к государству как со стороны народа так и со стороны иностранных государств. Ещё один аспект этой проблемы заключается в том, что никакое государство не может долго существовать без твёрдых ценностей и нравственных ориентиров. Ценности создаваемые самим тоталитарным государством очень быстро меняются, оно создаёт их из сиюминутных надобностей,  а ценности созданные ранее, наследуемые им,  часто отрицаются. Это ведёт к социальной нестабильности, «брожении в умах». Всё это снижает способность государства противостоять сильным кризисам, снижает его кризисоустойчивость, повышает общую вероятность его распада.

    Из предыдущего принципа, вытекает отсутствие законности в государстве.  По-большому счету, здесь действует «право сильного». В силу этого, борьба за власть может принимать социально-опасные формы, угрожающие существованию всего государства. Я думаю, что отсутствие законности было важнейшей причиной распада СССР.

     Господство единой идеологии рождает догматичность власти, её идеалогическую скованность в принятии решений.  Зачастую ответственные лица проявляют не мудрость, а твёрдость, следуя идейным догмам (политика насильственной коллективизации).

     При долгосрочности существования всякого тоталитарного государства, неизбежна утрата доверия к официальной идеологии.  В этом случае власть лишается своего важнейшего ресурса – доверия общества и идеалогической базы.

    Всеобщая идеалогизированность общества приводит и к идеалогизированности науки и искусства. Так в СССР объявлялись вне закона генетика, кибернетика, джаз, авангард и др. Это тормозит развитие науки и обедняет культуру народа.                                                                                                                             Отрицание гуманистической самоценности индивида провозглашает общую выгоду выше личной пользы, но это кажущуюся, обманчивая правота. Личная выгода большинства, есть выгода всего общества, и лучше предоставить условия каждому отстаивать свою выгоду, чем группе людей выгоду всех. Своя рубашка как известно ближе к телу, и отстаивать личную выгоду, просчитывать последствия, поучается лучше, чем чужую. Также отчуждение права решать, предполагает высокую нравственность и профессионализм тех, в чью пользу происходит отчуждение, но это условие не всегда выполняется. Сказано, что навести порядок проще в отдельном доме, чем на всей улице, на одной улице, проще  чем во всем городе, а в городе проще, чем в государстве. Поэтому основой государственного устройства должна быть свобода каждого в отстаивании своих интересов.

   

Преимущества тоталитарных государств :

 

    Однако, тоталитарные государства имеют ряд серьёзных преимуществ над демократическими. Одним из первых это отмечал ещё Троцкий : «…в военной и дипломатической области тоталитарные государства имеют значительные преимущества над тяжеловесными механизмами демократий - прежде всего преимущества свободного маневра, не связанного внутренними сопротивлениями".  Эта свобода от контроля со стороны социальных институтов и общественного мнения своей страны может определить крупные военные успехи тоталитарных государств в начале войны.»  Отчасти этим свойством можно объяснить военные успехи Германии в войне со Францией.

    Также тоталитарные государства  обладают огромными мобилизационными возможностями, возможностью в кратчайший срок сосредоточить  максимум ресурсов на важных направлениях. Следствием этого были огромные технические успехи СССР и Фашистской Германии (быстрое создание мощной промышленности, освоение космоса).

Информация о работе Тоталитарное государство