Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение и анализ такого явления, как толкование права, видов, способов толкования права, пробелов в праве.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- сформулировать понятие и дать классификацию способов толкования права;
- обозначить классификацию видов толкования права по субъектам и по объему;

Содержание

Введение .3
Глава 1. Толкование права: понятие и способы………………………………5
Понятие толкования права…………………………………………………5
Способы толкования права…………………………………………………9
Грамматический (филологический) способ толкования права………….11
Логический способ толкования права……………………………………15
1.2.3. Систематический способ толкования права…………………………..16
Историко-политический (исторический) способ толкования права…..18
Специально-юридический способ толкования права…………………...20
Телеологический (целевой) способ толкования права………………….20
Функциональный способ толкования права……………………………21
Социологический способ толкования права…………………………….22
Глава 2. Виды толкования права……………………………………………….24
2.1. Виды толкования права по субъекту……………………………………..24
Официальное толкование………………………………………………...24
Неофициальное толкование……………………………………………..27
2.2. Виды толкования норм права по объему их содержания………………28
Глава 3. Пробелы в праве и способы их преодоления .30
Понятие и причины пробелов в праве……………………………………30
Способы устранения пробелов в праве…………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

тгп курсовая.docx

— 69.36 Кб (Скачать документ)

Официальное нормативное толкование можно разделить на два вида: аутентичное толкование, т.е. официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму, и легальное (разрешенное, делегированное) толкование, осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые попали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Правом такого толкования, например, обладают Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Такие руководящие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

В то же время аутентичное толкование - это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного

 

толкования самим органом,    издавшим     этот     акт.     Например, законы, как правило, разъясняются парламентом.

Акт нормативного толкования имеет  ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, как  и разъясняемый акт. Случаи такого толкования крайне редки.

Казуальное толкование - это такое  разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением  конкретного юридического дела. Такое  толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для  данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения  нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного деда. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Казуальное толкование бывает судебное и административное (выделяются некоторыми авторами).

Судебное толкование - это разъяснение  смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание  и единообразное применение норм права в деятельности судов. В  ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения  высших судебных органов государства  нижестоящим судам по возникшим  в ходе рассмотрения судебных дел  вопросам применения гражданского и  уголовного законодательства. Руководящие  разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных  лиц, применяющих разъясняемые нормы  права.

Административное толкование - это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

 

2.1.2. Неофициальное   толкование

Неофициальное толкование - это разъяснение  смысла правовых норм, которое не носит  обязательного характера. Оно может  даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона1.

Неофициальное толкование разделяется  на доктринальное (научное), компетентное (специально-юридическое, профессиональное) и обыденное (повседневное, бытовое).

Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т.д.

Доктринальное разъяснение  содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

1 Соцуро Л.В. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист. 1999. № 7. С.43


 

Компетентное толкование дается юристами-специалистами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Например, толкование, осуществленное прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

Обыденное толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровня правосознания  субъекта. Знание его для правоприменителя деятельности складывается в проявлении правового сознания широкого круга  субъектов права. Причем от характера  такого «жизненного» толкования много  в чем зависит состояние, потому что оно является причиной деятельности граждан, их правомерного поведения.

2.2. Виды толкования норм  права по объему их содержания

Использование разных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно определить волю законодателя, вложенную в текст нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения смысла темы с ее текстуальным выражением, то есть толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением выяснения содержания правовых норм. Основанием для постановки вопроса про объем толкования закона является то, что в ряде случаев в результате выяснения данной нормы оказывается, что содержание ее уже или шире ее текстуального выражения. Единство речи и мышления, слова и понятия не означает их тождественности. Это порождает неминуемость не только буквального, но и в отдельных случаях расширенного и ограниченного толкования. Толкование правовых норм по объему не носит самостоятельного характера и является последствием других приемов толкования норм права.

 

Различают три вида толкования по объему: буквальное, распространительное и ограничительное.

Буквальное (адекватное) толкование - разъяснение, при котором содержание (смысл) нормы права полностью  соответствует буквальному тексту. При идеальной системе законодательства как источника права, который  точно выражает намерение и мысли  законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию.

При распространительном толковании содержание толкуемой нормы является шире ее текстуального выражения.

Ограничительное толкование - это  толкование, при котором действительное содержание правовой нормы устанавливается  уже ее текстуального выражения.

Ограничительные и распространительные  виды толкования применяются как  исключения, когда мысль законодателя не получила в тексте нормативного акта адекватного воплощения (или  текст устаревает в связи с  развитием общественных отношений). Эти виды могут возникать, когда  законодатель употребляет термин или  выражение более широкого или  узкого объема по сравнению с объемом  понятия, которое брал во внимание.

Распространительное или  ограничительное толкование может  вытекать из системности норм права. Эти виды толкования не могут употребляться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы. Не допускается также:

  1. распространительное толкование исчерпывающих перечней;
  2. ограничительное толкование незаконченных перечней;
  3. распространительное толкование санкций;
  4. распространительное толкование положений, которые составляют исключения из общего правила и др.

 

 

Глава 3. Пробелы в праве и  способы их преодоления

3.1. Понятие и причины пробелов  в праве

При выборе и юридическом анализе  правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел.

Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробелы можно рассматривать с  нескольких сторон:

-  пробел в позитивном праве, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычаев, ни прецедента;

- пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют нормы закона и нормы подзаконных актов;

- пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова), когда отсутствует закон (акт высшего органа власти) вообще;

- пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в данном законе.

Подобно этому можно  говорить о пробелах в иных нормативных  актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Потребность в новых  нормах права редко очевидна сама по себе. Чаще всего требуются доказательства. Совокупность доказательственных действий и составляет содержание деятельности по установлению пробела. Установление пробелов не означает их выискивания. На практике оно начинается объективно: о того, что какой-то орган, должностное лицо затрудняются в решении дела из-за отсутствия правового инструмента, позволяющего ответить на все вставшие перед ним вопросы.

Хотя среди специалистов-правоведов существуют различные точки зрения на вопрос об определении сущности пробела, определении понятия 

 

 

«пробел в праве», о причинах происхождения  пробелов и их классификации, в основном взгляды большинства учёных сходны.

B.C. Нерсесянц даёт следующее определение: «Под пробелом в праве имеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу действующего права и характеру регулируемых им общественных отношений необходима для регулирования данных конкретных фактических обстоятельств (фактических отношений), находящихся в сфере сложившейся правовой регуляции»1. В данном определении автор указывает на основную черту пробела в праве: отсутствие нормы права необходимой для регулирования конкретных общественных отношений.

Причиной пробелов B.C. Нерсесянц считает:

- во-первых, неизбежное отставание законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений;

- во-вторых, ошибки и упущения самого законодателя, низкий уровень его законотворческой культуры.

Профессор В.И. Леушин считает, что «пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования»2. Автор также рассматривает данное юридическое явление в узком, собственном, смысле как отсутствие законодательного регулирования определённой сферы отношений в обществе. Этот учёный выделяет две причины возникновения пробелов:

- появление новых общественных отношений, которые на момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

- упущения при разработке закона.


1 Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. Учебник для вузов и факультетов. - М.: 
Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА'М), 2001. С. 489.

2 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. 
Перевалова. С. 406.

 

Известный теоретик права В.В. Лазарев  предлагает, на наш взгляд, наиболее полное определение: «Пробелом в  праве называется полное или частичное  отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена  развитием общественных отношений  и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, а также иными проявлениями классовой воли, направленной на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия»1.

В.В. Лазарев указывает следующие  причины пробелов:

- неудачное расположение правовых норм в законодательном акте, например, норма, по сути относящаяся к регулированию нескольких сходных отношений, помещена не в общей, а в особенной части;

- несоблюдение законодательной техники;

- несовершенство структуры правовой нормы.

Пробелы бывают действительными и  мнимыми. Действительный пробел имеет  место при отсутствии юридической  нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру  являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру  не являющиеся правовыми, то говорят  о мнимом пробеле. Действительные пробелы  подлежат устранению, пробелы мнимые в этом не нуждаются.

Кроме того, по причинам возникновения  пробелы делятся на первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т. п. Возникновение последующих пробелов обусловлено появлением новых общественных отношений. Если необходимость правового регулирования какой-либо сферы существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по небрежности ее

Информация о работе Толкование права