Типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:52, курсовая работа

Описание

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Актуальность исследования определяется тем, что типология или классификация государств и правовых систем по типам представляют собой объективно необходимые, закономерные методы познания государственно-исторического процесса развития государства и права. Они выступают как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права.
Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления.

Содержание

Введение 3
1.Типология государства: понятие и признаки 5
2.Подходы к типологии государств 7
2.1. Характеристика формационного подхода 10
2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
3. Типы государств согласно формационной теории 16
3.1. Рабовладельческое государство 16
3.2. Феодальное государство 19
3.3. Буржуазное государство 21
3.4. Социалистическое государство 23
3.5. Переходное государство 24
4.Типы государств согласно цивилизационной теории 25
4.1. Место государства в первичной цивилизации 25
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач!!!.docx

— 57.19 Кб (Скачать документ)

     Во  внешней сфере рабовладельческое  государство выполняло функции  обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функции захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции  были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую  роль в котором играла армия. Она  участвовала в осуществлении  внешних, и внутренних функций. Частями  аппарата выступали также полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

     Формой  организации рабовладельческой  государственной власти были унитарные  монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она  пришла на смену республиканской  форме правления, и долгое время  несла на себе ее черты. Но в III в. Древний  Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская  форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов  государства участвовало все  свободное население. Второй вид  — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах  высших органов государственной  власти принимали участие представители  крупной военно-земельной аристократии.

      Рабство – экономическое и юридическое  состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой  в процессе становления этого  государства, не являлось результатом  разложения первобытнообщинного строя. Не было такого разложения, а произошло  перерастание первобытного общества в  раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства  на последующих этапах развития государственности  в Афинах и Риме, приведшего к  их становлению как рабовладельческих  городов-государств, то это действительно  уникальный процесс.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Феодальное государство 

      Это второй исторический тип государства. Его экономический базис и  основу производственных отношений  составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично  зависимых от них крестьян на необходимые  для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на собственников  земли – феодалов.

      К основным разновидностям феодального  типа государства, например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные  государства (княжества, гергогства и  др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные  торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления  о феодальном государстве значительно  более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе  обязанность сеньора содержать  вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

     Феодальная  собственность на землю служила  основой социального неравенства.

     Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с  делением на сословия, т.е. на такие  группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в  законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные  сословия, как князья, дворяне и  духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись  к земле.

     Феодальное  государство было орудием диктатуры  феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд  стадий:

  • децентрализованной феодальной раздробленности;
  • усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 
  • централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

   Большинство функций феодального государства  обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп  населения. Государство выполняло  также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его  деятельность в основном сводилась  к ведению захватнических войн и  защите от внешних нападений.

Доминирующей  формой феодального государства  была монархия различных видов. Республиканская  форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.)

     На  последнем этапе в недрах феодального  общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых  отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних  возник новый тип государства - буржуазный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.3. Буржуазное государство 

      Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим  базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое  государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность  на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно  выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть такого типа государства в том, что оно  представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы  держать в подчинении рабочий  класс.

      Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу  работника, его независимость как  личности от капиталиста. При капитализме  не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это  было в условиях предыдущих типов  государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается  регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма  в государственно-монополистический  капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

      В рамках формационной  теории это  государство – сложный организм, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными  его слоями. Под давлением трудящихся оно способно ограничивать их интересы. Все шире государство применяет  метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав. Об этом же говорят и реализуемые  социальные программы. Однако капиталистическое государство остается орудием правящего буржуазного класса, комитетом по управлению делами монополистической буржуазии. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические государства и современные западные государства.

      Этот  тип государства оказался самым  жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути  исторического  и социального прогресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.4. Социалистическое государство 

     Это высший и последний исторический тип государства, согласно теории, конечно. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим  классом, важнейшая организационная  форма экономического и социально-культурного  руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

     Согласно  этой теории, в отличие от перечисленных  исторических типов государств, социалистическое государство отличается такими чертами:

     1) Экономическую базу соц. Государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

     2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

     3) Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.

     Согласно  данной теории, социалистическое государство  уже не есть государство в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти эксплуататорского меньшинства  над массами трудящихся. Фактически оно «полу-государство», выражающее волю и интересы  большинства членов общества – рабочего класса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.   

      3.5. Переходное государство 

      Говоря  об основных исторических типах государств, формационная теория утверждает, что  в рамках одного и того же исторического  типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение  при одинаковой экономической и  классовой базе  и классовой  природе обусловлено наличием специфических  условий – это соотношение  классовых сил в стране, климатические  условия, внешние условия и др.

      Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит  не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие  в период перерастания буржуазно-демократической  революции в социалистическую. В  такие периоды возникали и  хотя недолго, но все же функционировали  государства революционно-демократической  диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой  войны переходную природу имели  восточно-европейские государства  народной демократии, которые позже  мирно эволюционировали в ту или  иную разновидность социалистического  государства.

      Необходимость ввести в формационную теорию понятие  «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается  затруднительно описать, объяснить  и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного  народа.  
 
 
 
 
 

      4.Типы государств согласно цивилизационной теории 

     Исторический  процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

     В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные  цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и  др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная  цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время  только складывается и для которой  характерно совместное существование  традиционных и современных социально-политических структур19.  

        4.1. Место государства в первичной цивилизации 

      Существуют  различные основания для типологизации  цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации  и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные  характеристики государства и лежат  в основе его цивилизационной  типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные  уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности  государств, проявляющиеся20:

    1. в отношениях между обществом (государством) и природой,
    2. в межгосударственных отношениях,
    3. в их взаимоотношениях с обществом.

      Для типологии государств с точки  зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация  цивилизаций по уровню их организации. Предполагается делить цивилизации  на первичные и вторичные. Государства  в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой  роли и социальной природе.

Информация о работе Типы государства