Типы государств в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть понятие типологии государства;
2. Охарактеризовать проблемы типологии государств;

Содержание

Введение _________________________________________________2
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___5
1.1. Понятие типологии государства __________________________5
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 7
1.3. Подходы к типологии государств ________________________8
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории _________________________________________11
2.1. Типология государств согласно формационной теории ______11
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории _______16
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств ______19
3.1. Типы государств по форме правления ___________________19
3.2. Типология государств по их отношению к религии _________21
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___22
Заключение _____________________________________________24
Библиографический список ________________________________26

Работа состоит из  1 файл

ТГП Курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)

3.2. Типология государств по их отношению к религии

              Можно классифицировать государства по такому основанию,            

как отношение официальной власти к религии. С этой точки   зрения принято выделять светские, клерикальные,    теократические и атеистические государства.                         

               Светское государство - это государство, где                         последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.
              Принцип светского государства зафиксирован в                         конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия   и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г.  устанавливает, что Россия - светское государство (статья   14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные  объединения отделены от государства и равны перед   законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять  религиозные и иные убеждения и действовать в  соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав   регулируется законом России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.

              Клерикальное государство - это государство, где церковь                         имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканство, ее главой выступает глава   государства - монарх, ныне королева Елизавета II.                         

               Теократическое государство - особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя  принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит                         главе господствующей церкви (он же глава государства),                         признаваемому «живым богом», «наместником бога на   земле», «первосвященником» и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные  полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом  признаются «веления бога» - Священное писание, шариат и   т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин   «Теократия» встречается в сочинениях Иосифа Флавия.  Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат).   В настоящее время примером теократического государства  является Государство-город Ватикан, представляющий собой  абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат   Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

              Атеистическое государство - это государство, в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.
              Атеистическими государствами были СССР и другие страны                         социалистического лагеря. После Октябрьской   социалистической революции и Советского Союз стал первой      в мире страной массового атеизма, где право  атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества «Союз воинствующих безбожников» (1925).
 

3.3. Типы государств по форме государственного устройства

              История существования государства свидетельствует о     том, что во все века разные государства отличались друг   от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления                         (административно-территориальные единицы, автономные                         политические образования, государственные образования,                         обладающие суверенитетом), а также степенью    централизации государственной власти (централизованные,    децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного    устройства», под которой понимается территориальная                         организация государственной власти, соотношение  государства как целого с его составными частями.

              При всем многообразии форм государственного устройства                         двумя основными среди них являются унитарная и    федеративная. Третья форма государственного устройства -  конфедерация, но она встречается намного реже по     сравнению с двумя первыми.

               Унитарное государство - это целостное централизованное                         государство, административно-территориальные единицы  которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют  статуса государственных образований, не обладают   суверенными правами. В унитарном государстве единые  высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной   государственной власти на всей территории страны. Органы   административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -   центра и местных представительных органов.

              Федеративное государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,  земли, кантоны и п. д.) являются государствами или   государственными образованиями, обладающими    суверенитетом. Федерация строится на началах  децентрализации.
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


              В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

              Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

              Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

              Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

              В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

              В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

              Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список


1.          Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М.: Право, 1993.

2.          Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999

3.          Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999

4.          Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000

5.          Иванов Р.А. – Учение о государстве и праве социалистического исторического типа в отечественной юриспруденции // Вестник Омского Университета, №4, 1999

6.          История политических и правовых учений – Учебник, под ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999

7.          Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.

8.          Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969.

9.          Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010 .

10.       Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2.

11.      Общая теория государства и права  - Учебник, под ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 1996

12.      Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.

13.      Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист - 2004.

14.      Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004.

15.      Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., Норма, 2003.

16.      Общая теория права и госу­дарства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994. С.458.

17.      Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2004. С.498.

18.      Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.


19. Конституция Российской Федерации.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Типы государств в современном мире