Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является углубление знаний по типологии государства.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие типологии государства. 4
2. Методы типологии государства. 5
3.Характеристика основных типов государств. 13
Заключение. 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 72.80 Кб (Скачать документ)

В демократическом  государстве народ является источником власти. Представительные органы и  должностные лица в государстве  здесь также избираются, но критерием  их избрания являются не политические, а профессиональные качества. Широкое  развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы,-секции, клубы, общества и т. п. способствуют превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого представительства, участвующих в управлении делами общества. При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно  новый характер: право как главный  социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых—собственники;

высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу  и согласию.

Политический режим, установленный  в том или ином государстве  определяет прежде всего роль индивида в управлении государством. Как уже было сказано, власть может принадлежать народу, группе его представителей и даже одному человеку.

Власть - это социальный институт, социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного индивида или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого индивида или группы. Другими словами, это отношения управления-исполнения, иногда выраженное в более жесткой форме командования-подчинения. В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т. п.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т. п.).

Власть, возникающая на основе естественного  неравенства, всегда носит характер межличностного  взаимодействия, всегда персонифицирована. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. Такая  власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится  в обществе независимо от ее конкретных участников, в достаточно устоявшихся местах социального пространства и в постоянных формах.

В любом  обществе есть нормы, закрепляющие и  поддерживающие неравное положение  индивидов в социуме, которое  дает возможность одному человеку управлять  другим, зависящим от него.  В социальной организации существуют правила, регламентирующие иерархическую структуру этой организации  и определяющие статус, обладание  которыми дает человеку возможность осуществлять власть.

Регламентации подлежат не только «распределение статусов», «границы власти», т. е. ее временные и пространственные ограничения, но и предмет власти, т.е. круг вопросов, по которым управляющий может отдавать распоряжения подчиненным.

Есть  в обществе особый тип власти. Его  главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом  власти, становятся обязательными для  всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определенном порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим или государственным.

В основе политической власти лежит особый тип  социального неравенства - неравенство  политическое. В основе же политического  неравенства лежит неравенство  политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. Среди факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого места в статусной иерархии можно назвать и исключительные свойства личности, и уровень образования, и поддержку политической организации, и доступ к средствам массовой информации, и многое другое. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходимы своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма индивидуального и группового интересов. Вот почему история обществ - это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Каждая  страна, эпоха имеет конкретные формы  выражения норм и правил, регулирующих отношение политической власти и  вносящих упорядочивающее начало во властные отношения. Это позволяет участникам властных отношений предвидеть возможные варианты поведения обеих сторон. Нормы подвижны, они изменяются с изменением общества, но устойчивы в своем стремлении в новой исторической обстановке сохранить институт политической власти. Нормы создаются обоими участниками властного взаимодействия, хотя вид закона им всегда придают государственные органы. Но государство узаконивает, как правило, только то, что уже имеет место в обществе, хотя бы и в ограниченных рамках, эпизодически. Государственная элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения. Процесс возникновения и институализации политической власти сплетен воедино с процессом возникновения и развития государства.

Со времен М. Вебера принято различать  три «чистых» типа легитимации власти, которые могут быть применены  и к легитимации государственной  власти. Это - традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.

Традиционная  легитимация представляет собой  господство на основе традиционного  авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть выражает дух народа, соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения.

Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере к личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма как правило, индивидуальна. Она создаёт особый образ.

Рациональная  легитимация государственной власти основана на рациональной оценке, связана  с формированием убежденности в  разумности существующего порядка, законов, правил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.

Рациональная  легитимация предполагает, что население  поддерживает (или отвергает) государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые закон, а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональном оценки.

Вероятность достижения человеком  своей цели ныне определяется его  способностью учесть все возможные  факторы. Государство и взяло  на себя функцию сделать хотя бы некоторые факторы достаточно определенными, для этого оно создает нормативно-правовую систему регулирования отношений в обществе и осуществляет контроль за ее исполнением. Вот почему легитимным для человека с рациональной ориентацией поведения будет государство, обеспечивающее стабильность закона, неукоснительное выполнение его всеми гражданами и сводящее к минимуму непредсказуемость социальной жизни. Следовательно, такое государство увеличивает шансы человека, строящего планы и предпринимающего шаги по их реализации.

Маркс и Энгельс считали, что  не государство обусловливает и  определяет гражданское общество, а, наоборот, гражданское общество детерминирует  государство. По Марксу, свобода состоит  в том, чтобы превратить государство  из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело  подчиненный6.

Политический режим, основанный в  государстве, определяет его специфические  особенности и имеет особое значение в современном мире, который все  больше склоняется в сторону признания  прав человека. Современная классификация  государств должна основываться именно на политическом режиме, господствующем в том или ином государстве.

Алексеев, являясь одним из ярких представителей отечественной теории государства  и права, в своих работах делил  государства по уровню их организации.

На первых стадиях цивилизации (и в последующем  при отсутствии демократии, при авторитарной и тоталитарной власти, когда отдельная автономная личность не имеет необходимого комплекса политических прав и свобод) государство выступает как неразвитое политическое образование.

 "Неразвитость" в данном случае следует понимать не в смысле того, что не отработано,  достигнуто организационно  техническое совершенство аппарата н структуры власти (власть в авторитарных и тоталитарных государствах, в империях может быть весьма отработанной, технически изощренной, доведенной до высокого Уровня совершенства, а в смысле того, что не реализуется положительный потенциал, который заложен в этом крупном явлении цивилизации, названном "государство", призванном обеспечивать функционирование сообщества людей в условиях свободы, гарантировать права личности.

Для неразвитого  государства характерно то, что в  нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства, и государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

В неразвитых государствах политическая (государственная) власть, как правило, сосредоточивается в управленческих, исполнительных учреждениях, нередко приобретает силу, превышающую потребности общества, становится самодовлеющим фактором, центром всей политической, а нередко экономической и духовной жизни общества.

В этих условиях и складываются тиранические, диктаторские государства, в современную эпоху - авторитарные и тоталитарные государства.

В течение  продолжительных исторических периодов, целых эпох (они по распространенной периодизации относятся к теократически-азиатским, рабовладельческим, феодальным обществам) государство выступало в своем первичном, неразвитом виде - как варварское, нередко примитивное образование, сводящееся к системе органов и учреждений всемогущей бесконтрольной власти. Таковы же в современную эпоху авторитарные и тоталитарные государства, в том числе советское, другие "социалистические" государства, которые изначально создавались как органы "классовой диктатуры".

Именно  в отношении тиранических, варварских, диктаторских государств выработаны марксистские, анархистские и некоторые другие взгляды, в соответствии с которыми государство вообще понимается как "орган насилия", "машина подавления", "инструмент классового господства". Такого рода представления - и в науке, и в официальной пропаганде, и в общественном мнении - были распространены в нашей стране, официально рассматривались длительное время в качестве единственно верных.

Для неразвитого  государства характерно то, что в  нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства, и государство сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

Таким образом, по данном критерию может существовать развитое и неразвитое по уровню организации государства.

В зависимости  от того, кому принадлежит государственная  власть, можно произвести классификацию  государств по типам.

Легализация государственной власти, неразрывно связанная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного (территориально-политического устройства), государственного режима. В современном мире принято различать две основные формы правления: монархию и республику.

В монархии глава государства (король, шах, султан и др.) - пожизненный и наследственный. Легализация монархии как формы  правления и монарха как главы  государства коренится не в факте  выборов последнего, а по существу - в исторических традициях, в харизме (известное обожествление монарха), что закреплено в конституциях, законах о престолонаследии. Основные законы многих стран называют царствующую династию (Швеция, Япония, Непал и др.), тем самым юридически закрепляя ее право на власть, а захват трона другой династией рассматривают как узурпацию (император Наполеон во Франции во время реставрации «легитимной монархии» Бурбонов был объявлен узурпатором).

Существует  несколько способов правопреемства власти монархом (наследование трона). Они различаются главным образом по тому, в какой степени к наследованию престола допускаются женщины. В мусульманских странах, Непале, Японии, некоторых других государствах пост монарха могут занимать только мужчины.

В некоторых  из них престол наследует по существу правящая семья из «благородного» племени (в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре и др.), которая из своей среды  при участии высших мусульманских  священнослужителей выбирает короля (не обязательно старшего сына и вообще сына покойного или смещенного семьей монарха, она может объявить новым  королем его брата или племянника, как это и бывало в Саудовской Аравии), она может заставить отречься короля от престола (это имело место в Саудовской Аравии под предлогом недостаточного благочестия короля). В других странах (например, в Непале) будущего наследника определяет при своей жизни царствующий король, он должен быть из той же династии. На практике в некоторых арабских странах таким образом всходили на престол братья, дядья прежнего монарха.

Информация о работе Типология государства