Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:12, реферат

Описание

Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных и т.д. Таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1.Типология государства: понятие и назначение…………………..4
2.Формационный подход………………………………………….....5
3.Цивилизационный подход………………………………………..7
4.Типы государств по отношению к религии………………………8
5.Типология современных государств……………………………..11
Заключение…………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Типология государств РЕФЕРАТ.docx

— 41.02 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени В.Н.Каразина

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология государств

 

(Реферат по  дисциплине – теория государства  и права)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка I курса

группы УО-11 Заичко Я. В.

 

Проверила

преподаватель Жук Н. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков - 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1.Типология государства:  понятие и назначение…………………..4

2.Формационный подход………………………………………….....5

3.Цивилизационный подход………………………………………..7

4.Типы государств по  отношению к религии………………………8

5.Типология современных  государств……………………………..11

Заключение…………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. 
          Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Вопрос о типах государства  и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства  и права. Актуальность заключается  в следующем: развитие и становление  государственности  у каждого  общества и  государства свои из-за следующих условий: географических; политических;  религиозных и  т.д. Таким образом,  главный вопрос типологии государства в их правильной  классификации. На протяжении истории  было изобретено много подходов к  типам государства  и моя задача рассмотреть подходы и оценить  их достоинства и недостатки. Сформировались 2 основных подхода в типологии  государства: формационный и цивилизационный, а также выделяют типы по отношению  к религии и  формы современных  государств. Именно рассмотрению данных подходов в типологии государства  посвящена моя работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Типология государства: понятие и назначение

 

История развития государственности  насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе  теории государства и права придается  особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство  со сходным признаками на основании  тех или иных факторов.

Типология – учение о  классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные  типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам  и свойствам объектов данного  рода; это учение об упорядочении и  систематизации сложных объектов. В  данном случае таким сложным объектом выступает государство.

Типология государства –  это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще  данному типу государств их общие  закономерности возникновения, развития и функционирования.

Типология государств предназначена  для «разделения» всех государств, которые существовали в истории  человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это  дало возможность раскрыть их социальную сущность.  Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема  научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Существует  несколько  критериев классификации государств на типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формационный подход

 

Формационный подход –  это исследование состояния и  развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений  в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и  классовой структуре.

 

Как объясняет данное научное  направление, любое общество находится  в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который  состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений  собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

В формационной теории большое  значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных  исторических эпох отличается принципиальными  особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически  изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система  его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно  взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой  структуре общества, которая обусловлена  экономическим базисом.

Нельзя не принимать во внимание также и тот факт, что  предлагаемая типология государств и правовых систем с использованием общественно-экономической формации как критерия их классификации не является однозначно понимаемой и, соответственно, таким же образом применяемой.

В отечественной и зарубежной философской и социологической  литературе используется несколько  вариантов определения и применения данного критерия.

Наиболее распространенным и ставшим своего рода классическим вариантом использования общественно-экономической  формации в качестве критерия типологии  государств и правовых систем является так называемая пятичленная схема  деления всемирно-исторического  процесса, процесса развития общества и государства.

Согласно этой схеме выделяются пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) и, соответственно, — четыре типа государств и правовых систем. Связывая существование государства и права с классовым обществом, сторонники этой концепции отрицают возможность их появления и функционирования при первобытнообщинном строе.

Наряду с данной схемой, в научной литературе в последние  годы стала довольно широко применяться  и шестичленная схема деления  всемирно-исторического процесса. Особенность  ее заключается в том, что к  вышеназванным формациям, в основе которых лежит рабовладельческий, феодальный и иной способ производства, добавляется еще так называемый азиатский способ производства. Он отражает весьма важные специфические  особенности раннеклассового общества в странах Востока. Азиатскому способу  производства, если следовать логике, должна соответствовать особая общественно-экономическая  формация и, соответственно, свой особый тип государства и права. Данный вариант типологии государств и  правовых систем особенно вызывал и  вызывает среди специалистов в области  философии, государства и права  довольно разноречивые суждения и споры.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Капиталистический (буржуазный) тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Коммунистический (социалистический) тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

 

 

 

 

 

 

3.Цивилизационный подход

 

В основе современного цивилизационного подхода  к типологии государств (Тойнби, Ростоу и другие) выступают такие  факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и  общества. При цивилизационном подходе  тип государства определяется не столько материальными, сколько  культурными факторами.

В ходе исторического  развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют  определенные типы государственности.

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, агейская и другие); особенные  цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные  цивилизации.

По характеру  организации государственно-политических институтов различают первичные  и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций  (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) существовали как соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.

Во вторичных  цивилизациях (западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.) проявилось отчетливое различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом и власть оказывалась  уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных  цивилизациях;

К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются  в качестве важных факторов государственности.

Слабыми сторонами цивилизационного подхода  являются:

1. Недооценка  социально-экономических факторов.

2. Существование  множества критериев и несовпадающих  классификаций. 

3. Отсутствие  собственно юридического подхода  к государству, в результате  чего предметом классификации  вместо государства выступает  общество.

 

 

 

 

 

4.Типы государств по отношению к религии

 

Так же государства можно  подразделить на типы по отношению к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

Светское государство-это  государство, где последовательно  проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной  или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных  и антирелигиозных взглядов. В настоящее время все страны европейской культурной традиции, Россия, ряд стран Юго-Восточной Азии являются светскими. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам, например объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения.

Информация о работе Типология государств