Сущность права: современные подходы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть внутреннюю природу права в ее развитии.
Для выполнения поставленной цели необходимо: определить понятие сущности права (теория), проследить эволюцию понятий о сущности права (теория и практика), охарактеризовать современные и будущие концепции правопонимания (практика).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 5
2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ПРАВА 10
2.1 ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ПРАВА НА РАННИХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 10
2.2 РАЗВИТИЕ СУЩНОСТИ ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА 15
2.3 КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 20
3. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ ПРАВА И ПОИСКИ НОВОГО ПОНИМАНИЯ ПРАВА 32
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ И УЧЕНИЯ 32
3.2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ ПРАВА. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОПОНИМАНИЯ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА 45

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

      Федеральное государственное образовательное  учреждение

      высшего профессионального образования

      ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

      ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      (ФИНУНИВЕРСИТЕТ) 
 
 

      Факультет права и политологии

      Кафедра «Теория и история государства  и права» 
 
 

      Курсовая работа по дисциплине: «Теория государства и права»

      на  тему: «Сущность права: современные  подходы и решения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: студент группы Ю-1-1

      Исмаилов  Исмаил

      Научный руководитель:

      проф. Чистяков Н.М. 

      Москва  — 2010

 

Содержание

 

       Введение

 

      Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

      Всякое государство неразрывно связано с правом, выражая через него свою волю. Право же закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Идея правового государства не нашла своей полной реализации ни в древности, ни в новейшее время, что говорит об актуальности изучения данной проблемы.

      Идея  о возможности построения правового  государства возникла во времена  античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, “если закон владыка над правителями, а они его рабы”.

      В основе современных концепций правового  государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого  философа Канта. По определению Канта “ право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке”.

      Сейчас  правоведы характеризуют построение правового государства как цель, к которой надо стремиться. Но для  изучения данного вопроса следует  первично изучить современные концепции понимания права, охарактеризовать современные представления о праве и его сущности.

      Цель данной курсовой работы – раскрыть внутреннюю природу права в ее развитии.

      Для выполнения поставленной цели необходимо: определить понятие сущности права (теория), проследить эволюцию понятий о сущности права (теория и практика), охарактеризовать современные и будущие концепции правопонимания (практика).

 

       1.Сущность  права: понятие  и содержание

      Связь позитивного права как особого регулятора отношений между людьми и государством, официальное выражение такого права в законах и других юридических источниках права, защита права государством — все эти признаки характеризуют позитивное права как явление, т.е. его внешние черты. Говоря же о сущности права, мы должны раскрыть его внутренние, глубинные качества, какие цели достигаются с помощью права, и чьим интересам оно служит.

      Право – достаточно сложное и многоаспектное научное понятие. Само слово «право»  понимается в русском языке по-разному. Слово «право» употребляется, когда речь идет о системе норм, норм не только юридических, но и, например, моральных. Слово «право» также употребляется, когда характеризуется допустимая мера поведения индивида. Корень “прав” содержится в словах “правильный”, “справедливый”, “правый”, а также “правда”.

      В некоторых правовых системах понятия  «права» и «морали» сливаются  воедино. В Древнем Китае и Древней Индии понятия «права» и «морали» были неразделимы. В Древней Греции важное значение имело понятие «дике» (справедливость). В римском праве существовали понятия “эквитас” (справедливость) и “натуралис ратио” (естественный разум). Дигесты римского императора Юстиниана начинаются с превосходного определения Цельса: “Право есть наука о добром и справедливом”. Древнейшие источники феодального права именовались правдами.

      В некоторых современных конституционных  актах принцип справедливости, как  основы внутреннего построения права, также находит закрепление. Установление справедливости – одна из главнейших целей народа Испании по Конституции Испании. Конституция Индии (1949 г.) среди целей народа на первое место также ставит обеспечение социальной, экономической и политической справедливости. Подобные утверждения можно найти в конституциях и законах многих современных государств. Не являлось исключением и социалистическое право, хотя справедливость здесь понималась весьма однобоко, сугубо классово, а на практике часто попиралось.

      Таким образом, связь со справедливостью, свойственной позитивному праву, можно охарактеризовать, как один из главнейших принципов сущности права. Однако, ни современные законодатели, ни древнейшие, такие как Хаммурапи, никогда не отождествляли право и справедливость  абсолютно. Позитивное право должно было восприниматься как нечто справедливое, как некий официальный эталон справедливости, признанный в данном обществе. Само понятие справедливости всегда предполагало защиту интересов всех членов данного общества. Таким оно выступало при первобытном строе, таким прошло через тысячелетия истории цивилизации, таким остается и сегодня. Это наиболее устойчивая категория, выражающая общечеловеческие интересы, “правду” и “право” для каждого из людей.

      Древнегреческие философы формулировали свои представления  о сущности права через понятие  общесоциальной справедливости. Правда стоит упомянуть, что это были одни из первых попыток дать определение сущности права, поэтому они не претендуют на совершенность. Они не раскрывали других аспектов сущности права.

      Так как сущность права является внутренней характеристикой, необходимо, чтобы она отражала все аспекты права. Учитывая данную оговорку, мы можем дать определение сущности права:

      Сущность  права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.

      Поскольку право представляет собой сложное  многогранное социальное явление, оно  может исследоваться в различных  аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения.

      При рассмотрении сущности права важно  учитывать два аспекта:

  1. Любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона сущности права)
  2. Чьи интересы обслуживают этот регулятор (содержательная сторона сущности права)

      Эти два аспекта раскрывают содержательную сторону сущности права. То, что право является регулятором следует из самого определения права. Этот аспект сущности права остается статичным и не меняется. Право не может перестать быть регулятором общественных отношений, пока оно существует. Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций, голландский государственный деятель и философ эпохи Просвещения, отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.

      Основным  же различием в определении сущности права является его содержательный фактор. То есть то, чьи интересы оно  обслуживает  (сюда же можно отнести то, каким образом и с какими целями право обслуживает эти интересы.) Различие же взглядов о сущности право чаще всего заключается в том, что теоретики-правоведы используют различные подходы к праву. Теоретики социологического подхода к правопониманию оценивают право, как средство социального контроля или с точки зрения живого права. Приверженцы классовой (марксистской) теории обращали внимание на экономический фактор, заостряя внимание на том, что право является формой воли господствующего класса, которая должна узаконить их главенствующее положение в обществе. Содержательный фактор права тесно взаимосвязан с его формальной стороной. Как уже было упомянуто ранее, право обладает волевым характером. А содержательная сторона сущности права как раз и раскрывает, исходя из чьей воли оно реализуется.

      Учитывая  вышесказанное, можно дать более  конкретное определение сущности права.

      Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

      В качестве сущностной характеристики права признается свобода. 
Свобода понимается как возможность выбора варианта поведения, возможность поступать по своей воли. Но право и свобода — не одно и тоже. Право — это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей». Право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.

      Однако  важнейшим вопросом в практическом, а не теоретическом изучении сущности права является не выделение его основных характеристик, а изучение взглядов известных правоведов на сущность права. Как уже было сказано раннее, большое количество правоведов различных времен занимались изучением данного вопроса. Ранее уже упоминались основные тезисы Канта, Гуго Гроция, Хаммурапи, Юстиниана и Цельса. Однако на данный момент существуют целые концепции правопонимания, составленные различными авторами.

      Основная цель данной работы: изучить отношение к природе и сущности права правоведов различных времен. Проследить эволюцию взглядов, сформировать представление о будущем права и о поисках нового понимания права.

 

       2. Эволюция  представлений о  сущности права

 

      Сущность права – понятие крайне изменчивое. С течением времени представления людей о сущности права постоянно эволюционировали. Для того, чтобы разобраться в том, что сейчас из себя представляет понятие сущности права, необходимо определить основные направления в развитии сущности права в каждый исторический период.

      2.1 Понятие  сущности права  на ранних стадиях  развития общества

 

      Право и государство появляются почти  одновременно, и их появление обусловлено  схожими процессами и факторами. Однако и представления о государстве, и представления о праве серьезно изменились.

      Серьезно  задумываться на тему сущности права  начали в период буржуазных революций, так как право должно было получить основополагающую роль в жизни общества. Возможно, это вызвано тем, что  на ранних стадиях развития общества психология людей не могла принять право, как аппарат, способный контролировать жизнь общества. Это могло получиться из-за убеждений людей о том, что вся общественная жизнь контролируется диктатором. Особенно это свойственно в Древнем Востоке. Однако в некоторых государства, где право стало активно развиваться, представления о сущности права стали активно развиваться.

      Основной  тенденцией в определении сущности права на ранних стадиях развития общества является сопоставление права и справедливости. Понятия права и справедливости многими мыслителями Древнего Мира были расценены как равнозначные. Особенно это было характерно  учениям Сократа и Аристотеля. Именно они являются крупнейшими теоретиками права и государства того времени, наряду с другими древнегреческими и римскими мыслителями и философами.

Информация о работе Сущность права: современные подходы и решения