Сущность права: современные подходы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть внутреннюю природу права в ее развитии.
Для выполнения поставленной цели необходимо: определить понятие сущности права (теория), проследить эволюцию понятий о сущности права (теория и практика), охарактеризовать современные и будущие концепции правопонимания (практика).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 5
2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ПРАВА 10
2.1 ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ ПРАВА НА РАННИХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 10
2.2 РАЗВИТИЕ СУЩНОСТИ ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА 15
2.3 КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 20
3. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ ПРАВА И ПОИСКИ НОВОГО ПОНИМАНИЯ ПРАВА 32
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ И УЧЕНИЯ 32
3.2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ ПРАВА. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОПОНИМАНИЯ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА 45

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

      Сократ  утверждал, что справедливость драгоценнее  всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества. Сократ многое писал о взаимосвязи закона и полиса.

      Тесная  связь и, можно даже сказать, внутреннее единство полиса и его законов  в концепции Сократа обусловлены  их единым божественным первоисточником. Нравственная организация полисной жизни так же невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса: законы и есть, в трактовке Сократа, сами устои полиса. Сократ разделяет, подобно софистам, право естественное и позитивное. Но это различие естественных и человеческих установлений Сократ не превращает в их противоположность, как это делали софисты. И законы бога, и законы человека выражают справедливость, а возможно даже тождественны ей. Когда софист Гиппий настойчиво спрашивает у Сократа, каково же его учение о справедливости, Сократ говорит ему: «Я лично того мнения, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не понравятся ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо»1.

      Аристотель  придерживался схожего мнения. Основные тезисы, характеризующие его представления  о праве имеют подобный характер: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».2

      Право в целом как явление политическое Аристотель называет «политическим правом». Это - в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствия права вообще в неполитических (деспотических) формах общения, общественного устройства и правления. Как естественное, так и условное право -- явления политическиё и носят политический характер. «Что касается политического права, -- пишет Аристотель, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право -- то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть бёз существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается), и есть разница, выкупить ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну козу, а не двух баранов. Сюда же относятся законоположения, даваемые для отдельных единичных случаев, например, касательно жертвоприношения Бразиду, законоположения, пол силу путем голосования».3

      Платон  же дополнил понятие справедливости, завершив эту модель представлений  о сущности права. Он определил справедливость как сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».4

      Римские юристы тоже внесли огромную лепту в развитие права. Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Именно римские юристы развели понятия частного и публичного права. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое «относится к положению всего государства», а частное, как право, которое «относится к пользе отдельных лиц».

      Римский юрист и оратор Марк Тулий Цицерон, как и древнегреческие философы, соотносил понятие «права» и  «справедливости». Он утверждает, что идеальный гражданин должен «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив»

      Римское право стало самым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденция достигла вершин юридической техники и  оказала большое влияние на последующее  развитие правовой мысли. Это обусловлено не только высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткость формулировок, обширность разработанных проблем), но и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.

      В других же странах понятия о сущности права формировались медленнее. Однако некоторые мыслители, такие как Конфуций, формировали свои идеи о сущности права. Он отрицательно относился к тому, что сейчас принято называть позитивным правом.

      “Если, - подчеркивал он, - руководить народом посредством законов и поддерживать порядок  при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”5

      Закон, по представлению Конфуция имеют  отрицательный характер потому, что он ассоциируются с наказанием, что отрицательно психологически влияет на людей.

      Также в Древнем Китае большую роль в формировании представлений о праве сыграл Шан Ян (Гунсунь Ян). Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные  в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут “лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов”.

      Но  по сути Шан Ян воспринимает закон  лишь как орудие. Закон по Шан  Яну – лишь голая приказная  форма, которая может заполняться  любым содержанием, снабжается любой санкцией. Шан Ян не выделял основных принципов права: равенство всех перед законом, соответствие меры наказания тяжести содеянного поступка, ответственность лишь за вину и т.д. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: “Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими”.

      Вывод: Развитие представлений о сущности права в эпоху Древнего Мира сопутствовало развитию представлений о государстве. Однако ни то, ни другое понятие не остановилось в развитии и совершенствовании. Период Средних Веков раскрыл новые представления о праве, превращая его понятие в близкое современному. Данному времени свойственно лишь определение происхождения права (аппарат осуществления справедливости), а также основных функций, которыми наделяется право. При этом явно видны противоречия, появляющиеся в процессе развития представлений о праве и его сущности.

      2.2 Развитие  сущности права  в Средние Века

 

      Следующим этапом развития концепций о сущности права стал период Средних Веков. В это время продолжало действовать римское право и представления о нем римских юристов, но также зародилось церковное право, т.к в это время была высока роль церкви.

      Приверженцы римского права занимались «подгоном» основных представлений о праве  к сложившейся на тот момент политической и экономической действительности. В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, правоведы оправдывали абсолютную монархию и признавали больший авторитет воли монарха, нежели норм права.

      Правоведы, занимавшие позиции церковного права, проводили иные мероприятия. Они старались выстроить единый и эффективный правовой комплекс, объединяя в нём ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, некоторые обычного и римского права. Первый свод церковного права - «кодекс Грациана» - составил в XII веке монах Грациан. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией вершить и судить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер. По своей сути многие религиозные нормы смешались с правовыми, что показывает  представление о сущности права данной теории.

      Западноевропейская  юридическая мысль средневековья  развивалась двумя путями. Первый особое внимание уделяет развитию естественного права, проблемы которого были подняты ещё в римской юриспруденции и осваивались преимущественно философскими методами. Второй проявляет интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приёмов юридико-догматического и историко-филологического анализа.

      Большую роль в развитии учения о государстве  и праве в Средние века сыграл доминиканский монах, учёный-богослов Фома Аквинский (Аквинат), сформировавший свою правовую школу.

      От  Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе своей существо социальное, в нём изначально заложено стремление жить в коллективе (государстве), ибо в одиночку он не может полностью самореализоваться. По этой причине и возникает государство. Цель государственности - общее благосостояние, обеспечение условий для достойной, разумной жизни.

      Суть  теории Фомы Аквинского заключается  в том, что правитель должен быть добродетельным, то есть править в  соответствии со справедливостью. В ином случае его перестанет поддерживать церковь, которая может подвигнуть народ на социальные потрясения.

      Фома  Аквинский выделял две формы монархии – абсолютную и политическую монархии. Но отдавал предпочтение второй, т.к он считал, что при ней власть не выходит за пределы закона. Закон должен быть выше власти.

      Фома  Аквинский широко применял категорию  «закон» для объяснения различных  явлений, свойственных политическому  обществу. Он выделяет четыре вида закона:

      1)Вечный  закон (закон Мироздания) – основан на принципах божественного мироздания;

      2)Естественный  закон - это решение людей отличающихся  добродетелью о том, как правильно  следует поступать в силу природных  свойств человека;

      3)Позитивный  закон - закон созданный правителем, который должен быть добродетельным, заботиться о своём народе, не преследовать личной выгоды и направлять общество на правильный естественный путь совместного бытия;

      4)Божественный  закон, то есть законы Библии  и церкви

      Также Фома Аквинский построил и концепцию  права. По его теории право - это состояние  справедливости, это упорядоченный комплекс существующих связей. Право никто не устанавливает, оно уже существует, главным существенным признаком права является справедливость. Аквинат выделял следующие виды права: естественное право, право народов, позитивное право и божественное право.

      Как в своей теории закона, так и  в концепции права Фома Аквинский проводил мысль, что правовым человеческое общество является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву и основано на справедливости.

      Противопоставлял  свою теорию церковной другой правовед средневековья – Марсилий Пандуанский. В своём сочинении «Защитник мира», он возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Эта власть и представляющее её государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Церковные нормы не должны быть общеобязательными и иметь силу правовых норм.

      Марсилий  Пандуанский выразил несвойственную для того времени идею (но вполне современную для нашего времени) народного суверенитета. Он утверждал, что народ – источник светской и духовной власти, носитель суверенитета и единственный законодатель. Правда, под народом он понимал не все население, а лишь его «достойнейшую часть».

      Государственная власть действует, прежде всего, посредством  издания законов. Они суть веления  подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемые посулами наград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ, а законодательствовать должны наиболее достойные, выбираемые народом люди.

      Также Марсилий Пандуанский проводил различия между законодательной и исполнительной властями. Он определил законодательную  власть более важной, так как в  ее руках самый важный аппарат  управления – закон, которому должен следовать каждый человек.

      Его мысли о праве народа издавать законы, о соотношении законодательной  и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц государства, в том числе и для правителей благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое время представлений о демократическом политическом строе общества.

      Данный  период на долгое время застопорил развитие всех концепций правопонимания, кроме теологической, что привело  к долгому застою в праве, более  медленному формированию его институтов и представлений о его сущности.

Информация о работе Сущность права: современные подходы и решения