Сущность государства и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:14, курсовая работа

Описание

Так как ткань политических взаимоотношений формирует взаимодействие частных и общих интересов, которые служат причиной и их появления, и их уничтожения, то нужный специфический механизм, орган, упорядочивающий данную динамику, поддерживал, реализуя разные для установления, а не для уничтожения общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………3
Глава 1. Природа государства и его сущность………………….....……...5
Глава 2. Политическая система общества………………………….…….11
§1. Специфика роли государства в политической системе
тоталитарного и демократического общества…………………….…......16
§2. Политическая жизнь……………………………………………...……19
Заключение…………………………………………………………..……..24
Список использованной литературы……………………………….…….26

Работа состоит из  1 файл

сущность государства.docx

— 53.93 Кб (Скачать документ)

 

 

§2. Политическая жизнь

 

Осуществляя свою деятельность в политической жизни, государственные и негосударственные формирования взаимодействуют друг с другом. В целях консолидации общества, государство и негосударственные формирования складывают свои полномочия в разрешении определенных политических, экономических, социальных, экологических и иных важных для общества задач11.

Взаимоотношение государства с иными частями политической системы реализуется в различных организационно-правовых формах. В рамках режима законности такое сотрудничество, направления деятельности, в ряде случаев - создание и принятие компромиссных решений. Более тесная взаимосвязь определяет отношения органов государства с органами местного самоуправления и политическими партиями.

Взаимосвязь как форма участия в политических процессах определенно и для отношений самих негосударственных объединений. Так, различные политические партии используют право совместного выдвижения кандидатов на те или другие выборные должности, соединяются в блоки, выступают с совместными программными заявлениями, создают общие митинги, пикетирование и т.п.

Негосударственные объединения, включенные в политическую систему, реализуются в выборах государственных органов, в обсуждении более важных государственных разрешений, в реализации социального надзора за функциями органов государственной власти. Их участие в создании государственной политики реализуется в том числе через социальные СМИ. Государство в свою очередь хочет создать свою деятельность гласной и достаточно прозрачной для общества. В государственных органах формируются определенными подразделения для взаимосвязи с социальными образованиями.

Государство утверждает правовой порядок в обществе и формирует нормальные требования для деятельности негосударственных образовании граждан. Граждане, так, получают возможность вмешательства в те или иные области жизни общества, активно проявляет свое отношение к государственной политике.

Государство поощряет совершенствование негосударственных образований граждан установлением политического плюрализма и одинаковой защиты всех закрепленных законом форм собственности, осуществлением государственной поддержки деятельности общественных образований12. В России, к примеру, в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" государство устанавливает соблюдение прав и законных интересов общественных образований, осуществляет поддержку их деятельности, законодательно контролирует предоставление им налоговых и других льгот.

Деятельность  общественных образований должна быть гласной, информация о ней – всем доступной. Государство формирует требования, устанавливающие СМИ возможность распространять информацию о функционировании общественных образований. Нужно отметить, что в существующих государствах закрепляется ответственность за воспрепятствование законной деятельности журналистов.

Негосударственные объединения относительно независимы. Их функции реализуются в соответствии с уставными документами. Так же она должна реализовываться в границах существующего законодательства. Это означает, что положения уставных документов не должны противостоять существующим нормам права.

Государство создает нормативно-правовую основу формирования и действия негосударственных объединений и закрепляет защиту определенных им законом прав; устанавливает фундамент их правового статуса, правовой режим функционирования. Тем самым определяется точное закрепление форм и способов влияния органов государства в функционированность иных объединений, включенных в политическую систему.

В России существует ряд Федеральных законов, определяющих правовой статус негосударственных объединений, устанавливающих правовой режим их функционированности: "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О свободе совести и о религиозных объединениях" и др.

Государство закрепляет существование негосударственных объединений, включенных в политическую систему. Компетентные органы государства осуществляют регистрацию политических партий, движений, других общественных образований граждан и реализуют надзор за законностью их функционированности. Государственная регистрация дает данным образованиям статус юридического лица. Отрицание регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Следует отметить, что для демократического государства определенно увеличение регламентации правовых процедур судебной защиты прав граждан и их образований.

Компетентные  органы государства реализуют надзор за использованием денежных средств негосударственных объединений, соблюдением условий налогового и иного законодательства. За нарушение законодательства и реализацию деятельности, против уставных задач и целей, к ним применяются закрепленные государством правовые санкции.

В России функция по регистрации общественных образований и надзор за законностью их функционированности закреплены за Министерством юстиции России, контроль за законностью их функционированности реализуют органы прокуратуры.

Во взаимоотношении государства и негосударственных объединений главенствующее место занимают правовые нормы, нормы морали, нормы общественных объединений, нормы, включенные в партийных резолюциях.

При этом нормы права в государственно-организованном обществе есть основной нормативный стабилизатор социальных взаимоотношений.

Соотношение частей политической системы определяется не только сотрудничеством, но в ряде случаев - противопоставлением. При этом как в государствах с антидемократическим политическим режимом существуют общественные объединения противников главенствующего режима - прогрессивные объединения и союзы, в политической системе демократических государств действуют оппозиционные политические партии, образования и движения. Нужно отличать взаимоотношения органов государственной власти с оппозиционными политическими партиями, иными общественными образованиями и взаимоотношения государства с преступными организациями. В крайнем случае нужно говорить об отрицательном воздействии преступных организаций на политическую жизнь. В связи с этим их соотношения с государством и иными элементами политической системы можно определить не только как противопоставление, а как антагонистическое противостояние.

В современных  условиях увеличивается активность политических партий, разного рода образований, объединений, союзов и общественных фондов. В совершенных демократических странах увеличиваются новые массовые движения. Это, правозащитные движения, движения за ядерное разоружение, в охрану природной среды, в охрану социально незащищенных слоев общества, против международного терроризма, распространения СПИДа и т.п. В таких движениях все бурное участие принимают служащие и фермеры, интеллигенция, молодежь, женские объединения, представители национальных меньшинств.

Увеличились возможности политических партий, общественных образований и союзов влиять на государственный аппарат, и на реализацию государственной политики. Увеличилась роль и усложнились задачи негосударственных СМИ. Но это не ведет, что государство прекращает быть основным в механизме реализации политической власти. Современное демократическое государство идет по возможности в одинаковой степени устанавливать и охранять права и интересы базовых социальных групп и слоев общества.

 

Заключение

 

Определение "государство" и "политическая система общества" взаимоотносятся, как элемент и целое. Государство определяет в себе всю совокупность политических интересов, контролируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". В таком качестве государство имеет особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно исполняет базовый объем функционирования по управлению, при помощи ресурсов общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство имеет основное, главное положение в политической системе общества, так как оно:

1) является в качестве единственного официального представителя всего народа, соединяемого в рамках его государственных границ по признаку гражданства;

2) является  одним носителем независимости;

3) Имеет специфический аппарат, предназначенным для контроля общества; имеет силовые структуры;

4) имеет, как правило, монополию на законотворчество;

5) имеет особый набором материальных ценностей;

6) определяет  основные направления совершенствования общества.

Государство является не только самостоятельным субъектом политики, но и должно контролировать поведение других субъектов политических взаимоотношений, имея в данной области очень большие полномочиями:

может закреплять в законодательстве правовой режим объединения и деятельности всех других субъектов политики - политических партий, движений, групп влияния и т.п.;

осуществляет  регистрацию их данными органами и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

осуществляет контроль за законной деятельностью всех других субъектов политики и применяет меры принуждения за данные правонарушения.

Наряду  с государством специфическое место в политической жизни имеет и право как наиболее важный социальный институт.

Место права в политической системе общества состоит в том, что оно:

1) служит  одним из средств взаимосвязи между обществом и его политической системой;

2) собирает волю общества, всех его политических сил;

3) развивает общество, осуществляет политическую систему стабильной;

4) закрепляет правовые формы объединения, существования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех действующих в таком обществе политических сил и т.д.;

5) узаконивает в правовых актах субъектов политических образований - государство, политические партии, движения, общественные организации и т.п., которые должны функционировать в их границах.

И так, всякое государство с помощью права в какой-то степени может контролировать процессы создания и существования политических партий. По этому с увеличением форм и методов функционирования партий в политической жизни, с увеличением их роли в обществе все заметнее определяется тенденция более конкретной юридической закрепленности их функций.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ от 1993 г (с изм. в ред. от 2011 г) // СПС «Консультант плюс»
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2008.
  5. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.
  6. Проблемы общей теории права и государства. Под ред. Нерсесянца В.С. М.: Норма, 2008.
  7. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред Матузова Н.И., Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.
  8. Теория государства и права. Под ред. Пиголкина А.С. М.: Городец, 2007.
  9. Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 2008.
  10. Оксамытный В.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория государства и права. Под ред. Пиголкина А.С. М.: Городец, 2007.с.- 589с.

2 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред Матузова Н.И., Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.с-776

3 Теория государства и права. Под ред. Пиголкина А.С. М.: Городец, 2007.с- 544

4 Ст.3 Конституции РФ от 1993г (с изм. в ред. от 2011г) // СПС «Консультант плюс»

5 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред Матузова Н.И., Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. с.-488

6 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2008. — 512с.

7 Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 2006. с.-433

8 Проблемы общей теории права и государства. Под ред. Нерсесянца В.С. М.: Норма, 2008. — 832с.

9 Оксамытный В.В. Теория государства и права. Учебник. М., 2007. с.-385

10 Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007.с.-528

11 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. с.- 520

12 Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.с. - 640

 


Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе