Судебная власть в Республике Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:06, курсовая работа

Описание

Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Понятие судебной власти
3. Глава 2. Судебная система Республики Узбекистан
2.1. Конституционные суды Республики Узбекистан
2.2. Суды общей юрисдикции
2.3. Хозяйственные суды
5. Глава 3. Статус судей
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Суд власть.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     дела  между судьями;

     —  руководит обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

     — вносит представления в государственные  органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

     — организует работу по повышению квалификации работников суда и народных заседателей;

     — ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

     — руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда и др.

               Все гражданские дела, а также уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания до пяти лет лишения свободы включительно по первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Остальные уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседателей.

     Средним звеном системы судов общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Ташкентский городской суд.

     Верховный суд Каракалпакстана по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

     Верховный суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским делам состоят из Председателя, заместителя председателя, судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

     Полномочия  Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда четко определены законом. В соответствии со ст. 30 Закона «О судах» они рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, а также осуществляют надзор за судебной деятельностью судов нижнего звена, регулярно обобщают судебную практику.

     Президиум суда среднего звена состоит из судей  этого суда. Он рассматривает в  основном дела в порядке судебного  надзора. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов президиума. В заседаниях, участвует соответствующий прокурор. Постановления принимаются большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании и подписываются председателем суда. Постановления президиума также, как и апелляционные и кассационные определения, оказывают существенное влияние на формирование судебной практики в республике.

     Согласно  Конституции Верховный суд Республики Узбекистан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам практики.

     Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные функции, реализация которых определяет роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

     — выполнение задач, которые возлагаются  на него как на высший судебный орган  по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

     — осуществление в предусмотренных  законами процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;

     — дача разъяснений по вопросам судебной практики.

     Наряду  с названными функциями Верховный суд Республики Узбекистан имеет также предоставленное ему статьей 108 Конституции право законодательной инициативы. 29

       Это очень важная функция, так  как в этой функции мы видим  взаимосвязь законадательной и  судебной властями.

     Военные суды были образованы как новый государственно-правовой институт в связи с приобретением Республикой Узбекистан независимости.

     3 июля 1992 года образована Военная  коллегия в составе Верховного суда Республики Узбекистан.

     Военные суды, как и все иные суды, неуклонно следуют в своей деятельности предписаниям Конституции Республики Узбекистан, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного суда. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, пользуется в полном объеме всеми процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.

     Система военных судов определена Законом  «О судах» и в соответствии со ст. 39 состоит из Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов.

     Основным звеном в системе военных судов являются окружные и территориальные военные суды, которые обладают только одной судебной функцией — рассмотрением дел по существу по первой инстанции в пределах своей компетенции.

     Средним звеном системы военных судов  является Военный суд Республики Узбекистан, действующий на правах областного суда.

     Высшей  судебной инстанцией по отношению к  военным судам является Верховный  суд Республики Узбекистан, в состав которого входит Военная коллегия.

     Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Министерства обороны, Комитета по охране государственной границы, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, органов военного управления и жалобы на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих; все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют суды общей юрисдикции; дела, касающиеся государственных секретов30.

     Военные суды играют очень огромное значение в деятельности судебной системе. Полномочия, которыми обладают Военные суды очень  важны. Почти в каждом государстве  имеется это ветвь судебной системы. 
 

    2.3. Хозяйственные суды 

     Одной из первостепенных задач государства в период становления и развития рыночных отношений является создание правовой основы для успешной работы рыночного механизма. Среди мер, обеспечивающих основу для деятельности предпринимателей, важнейшее значение имеет надежная защита их прав.

     В соответствии со ст. 111 Конституции  возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, разрешают хозяйственные суды31. Таким образом, качественно изменились, принципиально новыми стали подходы и само содержание работы при рассмотрении хозяйственных споров.

     В принятом 2 сентября 1993 года Законе «О судах», предметно определены структура и основные принципы функционирования судебной власти, в том числе хозяйственных судов. Принятый в тот же день Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) явился первым самостоятельным кодифицированным законодательным актом, определяющим порядок рассмотрения хозяйственных споров.

     Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные суды областей и города Ташкента состоят из председателя, заместителей председателя и судей.

     Высший  хозяйственный суд состоит из Председателя, его первого заместителя, заместителей, председателей судебных коллегий, судей Высшего хозяйственного суда и действует в составе: Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; Президиума Высшего хозяйственного суда; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из гражданских правоотношений; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из административных правоотношений. В соответствии с законом Пленум Высшего хозяйственного суда действует в составе судей Высшего хозяйственного суда и председателя хозяйственного суда Республики Каракалпакстан.

     В заседаниях Пленума Высшего хозяйственного суда принимает участие Генеральный прокурор Республики Узбекистан. В заседаниях Пленума Высшего хозяйственного суда могут участвовать Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда, Министр юстиции Республики Узбекистан, судьи, члены Научно-консультативного совета при Высшем хозяйственном суде.

     Пленум  Высшего хозяйственного суда созывается не реже двух раз в год. Проекты  документов по обсуждаемым общим вопросам направляются членам Пленума. Высшего хозяйственного суда и Генеральному прокурору Республики Узбекистан за двадцать дней до заседания.

     Пленум  Высшего хозяйственного суда правомочен при наличии не менее двух третей его состава.

     Пленум Высшего хозяйственного суда:

     — рассматривает материалы обобщения  судебной практики и дает разъяснения  по вопросам применения законодательства;

     -—  утверждает по представлениям  Председателя Высшего хозяйственного суда состав Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, состав и председателей судебных коллегий, а также секретаря Пленума Высшего хозяйственного суда;

     — заслушивает сообщения о работе Президиума Высшего хозяйственного суда, а также доклады о деятельности судебных коллегий Высшего хозяйственного суда;

     — заслушивает доклады председателей  хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и  города Ташкента о практике применения законодательства, а также о выполнении разъяснений Пленума Высшего хозяйственного суда по вопросам применения законодательства;

     — утверждает по представлению Председателя Высшего хозяйственного суда состав Научно-консультативного совета при Высшем хозяйственном суде;

     —  утверждает состав редакционной коллегии печатного органа Высшего хозяйственного суда;

     —  утверждает регламент Пленума и  Президиума Высшего хозяйственного суда и др.

     Президиум Высшего хозяйственного суда образуется из числа судей Высшего хозяйственного суда в количестве, определяемом Пленумом Высшего хозяйственного суда.

     Председатель  Высшего хозяйственного суда, его  первый заместитель и заместители входят в состав Президиума Высшего хозяйственного суда по должности.

     Заседания Президиума Высшего хозяйственного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума Высшего хозяйственного суда (ст. 50 Закона «О судах»).

     Президиум Высшего хозяйственного суда:

     —   рассматривает дела в порядке  надзора;

     —   рассматривает материалы обобщения  судебной практики;

     —  заслушивает доклады председателей хозяйственных судов областей и города Ташкента о практике применения законодательства;

     —  рассматривает вопросы организации  работы хозяйственных судов, судебных коллегий и аппарата Высшего хозяйственного суда и др.

     В соответствии со ст. 52 Закона «О судах» судебные коллегии Высшего хозяйственного суда рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др.

     Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций  и граждан Республики Узбекистан, а также иностранных организаций, организаций с иностранным инвестициями, международных организаций, иностранных  граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

     Хозяйственные суды, осуществляя судебную власть в условиях проводимых в стране экономических реформ, интегрирования в мировое сообщество и выхода хозяйствующих субъектов на мировой рынок товаров и услуг, проводят значительную работу, направленную на укрепление законности в экономических отношениях.

Информация о работе Судебная власть в Республике Узбекистан