Судебная власть в Республике Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:06, курсовая работа

Описание

Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Понятие судебной власти
3. Глава 2. Судебная система Республики Узбекистан
2.1. Конституционные суды Республики Узбекистан
2.2. Суды общей юрисдикции
2.3. Хозяйственные суды
5. Глава 3. Статус судей
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Суд власть.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

План 
 

  1. Введение
  2. Глава 1. Понятие судебной власти
  3. Глава 2. Судебная система Республики Узбекистан

                 2.1. Конституционные суды Республики Узбекистан

                 2.2. Суды общей юрисдикции

                 2.3. Хозяйственные суды

    5. Глава 3. Статус судей

    6. Заключение

    7. Список  использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

«Обеспечение  верховенства закона, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышение  правовой культуры и правосознания  населения, воспитание законопослушных граждан – это не только цель, но и средство, важнейшее условие построения подлинно демократического, правового государства и гражданского общества с развитой рыночной экономикой»1 

И.А.Каримов

Введение

 
 

               Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть. 

                 Сегодня основательно можно считать утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции Республики Узбекистана судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

     Вот уже пятнадцать лет Узбекистан живет  в условиях национальной независимости. Происшедшие за эти годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны обусловили в свою очередь соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов социальных ценностей.

     «Сегодня на уровне Конституции закреплен принцип, в соответствии с которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Изменение социальных ценностей в пользу человека, а не государства, с одобрением воспринято обществом. Однако, потребовалось еще многое изменить, чтобы это конституционное требование воплотить в реальность».2

     Да, это действительно так. Со дня обретения независимости, в Конституции Республики Узбекистан  были введены многие поправки, связанные с правами, обязанностями гражданина и человека вообще. В нашей Конституции сохранены все общие положения прав и свобод человека в соответствие с мировыми стандартами. Но для того что бы эти наши права охранялись, а обязанности соблюдались необходимы законы, за не соблюдение которых принимает меры суд.

     И конечно же в нашей Республике был принят ряд законов, закрепивших основы организации и функционирования судебной власти. В их числе Законы «О судах», «О Конституционном суде Республики Узбекистан», Гражданский, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Уголовно – процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности и др.… Именно в них содержатся правовые положения, определяющие единство судебной системы, независимость судей, формирование судебного корпуса, а также вопросы финансирования материально – технического обеспечения деятельности судов. В процессуальных кодексах нашли своё отражение принципы осуществления правосудия в условиях построения правового демократического государства, правила судопроизводства, соответствующие международным стандартам: состязательность судопроизводства, презумпция невиновности, равенство сторон в процессе и другие.

     Вместе  с тем жизнь общества развивалась  стремительно, в стране шли глубокие преобразования во всех сферах. Это  можно подтвердить словами И.А. Каримова «Реформы во всех сферах начали давать свои ощутимые результаты. Но самое  главное, эти реформы обеспечили поэтапное движение по пути демократических преобразований общественной жизни и государственного строительства». 3

       На сегодняшний день очень трудно представить себе конституцию, в которой не было бы раздела под тем или иным названием, связанный с судебной системой. В этом разделе в сжатой форме, свойственной конституциям , в том или ином сочетании установлено то, что принято называть «конституционными основами судебной власти». И данная работа посвящена данному разделу.

  Возникает один вопрос: в чём же актуальность данной темы? По -  моему, на сегодняшний день хоть и эта сфера, сфера судебной власти, изучена достаточно хорошо, возникают очень много вопросов. Происходят очень много изменений в каждодневной жизни, а значит, возникают новые законы, новы правила, что и приводит к «бессмертию судебной власти». Пока развивается человечество, судебная власть тоже не будет стоять на месте. 
 
 
 

Глава 1

Понятие и основные признаки судебной власти

 
 

                 Правоведами дано следующее определение судебной власти – «Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов»4.

                   «Совокупность судов (а порой  их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia - справедливость)».5             

                   «Можно схематично выделить три основных взаимосвязанных направления деятельности судебной власти:

  • Охрана прав и законных интересов граждан
  • Охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений
  • Контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки

                 Каждая ветвь власти осуществляет свои функции с помощью особых, присущих только ей органов. У судебной власти таковыми являются суды, составляющие судебную систему».6

                 «Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Эти конфликты рассматриваются судом в ходе судебного процесса, «судебного присутствия», т.е.  в особой процессуальной форме, установленной законом»7

                В любом государстве, где существую  суды, у граждан есть право обратиться в данные учреждения. Мы можем обратиться в суд с любыми вопросами, если мы видим, что наши права ущемлены. Суд рассматривает уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера (например, по вопросу о запрещении деятельности политической партии), жалобы граждан на действия чиновников и т.д. Судьи сделают вывод и объявят своё решение после судебного процесса, взвесив все факты.

                  «Каждой ветви власти присущи специфические формы деятельности. У судебной – такой формой деятельности является правосудие».8

                 «Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение суд основывается только на законе».9 И как утверждает Мишин, социальная роль судебной власти в демократическом обществе именно в обеспечении господства.10

                   В статье №112 Конституции Республики Узбекистан учтён этот факт и звучит следующим образом: «Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». 11

        Например, на основе закона суд может лишить человека свободы и даже жизни (если в том или ином государстве не отменена смертная казнь) за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить своё решение и возместить лицу ущерб, причинённый незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д.  По – моему это предполагает необходимость воспитывать в обществе  уважение к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый состав преступления – неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

           Также нужно отметить, что правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Согласно ст. 106 Конституции «Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений». Именно поэтому никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. 12     

    Но на данный момент возникает  вопрос: влияет ли всё таки  политический фактор на вынесение  вердикта? Наверное, этот вопрос  можно рассмотреть как проблему в судебной власти. Да конечно на листке бумаги теоретически написано, что судебная власть действует вне политики, но на практике это наблюдается. «На практике, конечно, полная деполитизация судебной власти невозможна. Судьи, особенно при разрешении дел в сфере публичного права (его недаром называют политическим правом), не могут не предвидеть политических последствий тех или иных своих решений, а вынося решения, не могут не считаться с этими последствиями».13 И это опять же мешает выполнению главной функции судебной власти - вершить правосудие. Наверное, для того чтобы решить эту проблему необходимо начинать с самих людей. Мы должны понимать, что живём в демократической республике, и всё, что делается в нашем государстве, делается для нас. И именно поэтому, нам следовало бы считаться с мнением суда. Но тогда возникает другая проблема. И эта проблема заключается в том, что судьи тоже не всегда правы. Но это считанные случаи, а не постоянные ошибки.

                     Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего,  в странах с давними демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

 

Глава 2

Судебная  система Республики Узбекистан 

Структура судебной системы в общих чертах описана в статье 107 Конституции Республики Узбекистан. Пользуясь законом «О судах» и законом «О конституционном суде» можно сделать вывод, что все суды могут быть разделаны в три подсистемы:

  • Конституционные суды
  • Суды общей юрисдикции
  • Хозяйственные суды

Особенности, полномочия, организация данных судов мы рассмотрим ниже.

                Вне зависимости от формы судебной системы все конституции демократических государств содержат норму, запрещающую создание чрезвычайных судов, т.е. всякого рода «особых совещаний», «специальных трибуналов» и т.п. такого рода «суды» хорошо известны диктаторским режимам. При этих режимах они осуществляют репрессивную политику властей в порядке так называемого «упрощённого производства». Правовое демократическое государство отвергает подобный судебный произвол.

              Во всех судах Республики Узбекистан  соблюдаются права человека. Это  ярко проявляется в следующих  статьях.

                Статья 115. Судопроизводство в Республике Узбекистан ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком. На котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.14

               Как видим в этой статье  отчётливо видно право выбора. Каждый человек имеет право  на выбор языка. Это очень  важно, так как в суде необходимо  выслушать всех, для вынесения  правильного решения.

                  Статья 116. Обвиняемому  обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии следствия и судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям. Учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяется законом.15

Информация о работе Судебная власть в Республике Узбекистан