Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 80.61 Кб (Скачать документ)

     В заседаниях палат разрешаются все  дела о соответствии Конституции  РФ законов, договоров и нормативных  актов, кроме конституций республик  и уставов субъектов РФ, разрешаются  споры о компетенции, а также  проверяется конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

     Председатель  Конституционного Суда РФ избирается в пленарном заседании тайным голосованием большинством от общего числа судей сроком на три года. Он руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует на них. Вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения6.

     Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

     Судья-секретарь  Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственно руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. 
 
 

Решения Конституционного Суда 

     Решение Конституционного Суда принимается  открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Судья, не согласный  с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к  материалам дела и подлежит опубликованию  вместе с решением Конституционного Суда.

     Решение Конституционного Суда провозглашается  в полном объеме в открытом заседании  немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный  срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной  Думе, Правительству РФ, Уполномоченному  по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, которых  касается принятое решение. Решения  Конституционного Суда публикуются  также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при  необходимости и в иных изданиях.

     Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования  либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем  не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную  федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ решения  Конституционного Суда обжалуются в  установленном порядке в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. 

2.2 Верховный Суд Российской Федерации 

     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов  РФ, кроме Конституционного Суда и  арбитражных судов РФ.

     Положение Верховного Суда РФ как высшего судебного  органа характеризуется следующим:

- Верховный Суд  назначается высшим органом государственной  власти - Федеральным Собранием РФ;

- обладает юрисдикцией  на всей территории России;

- решения, приговоры,  определения, постановления, вынесенные  Верховным Судом РФ, обжалованию  и опротестованию в кассационном  порядке не подлежат. Они могут  быть проверены лишь в порядке  надзора в Президиуме Верховного  Суда РФ;

- Верховный Суд  РФ вправе пересмотреть в порядке  надзора решение, приговор, определение  и постановление любого суда (кроме  Конституционного и арбитражных  судов) и по любому делу;

- Верховный Суд  дает руководящие разъяснения  по вопросам применения законодательства;

- Верховный Суд  обладает правом законодательной  инициативы, то есть правом обращаться  в Федеральное Собрание и в  Государственную Думу с предложениями,  требующими разрешения в законодательном  порядке или по вопросам толкования  законов РФ.

     Количественный  состав Верховного Суда РФ был установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992г. в штатную  численность членов Суда входят свыше 100 судей, Председатель, первый заместитель  и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации  Федерального Собрания по представлению  Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ. Такой  количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом  его работы, что отражает соответствующую  широкую деятельность судов общей  юрисдикции.

     Верховный Суд действует в составе:

1. Пленума Верховного  Суда;

2. Президиума  Верховного Суда;

3. Судебной коллегии  по гражданским делам;

4. Судебной коллегии  по уголовным делам;

5. Военной коллегии.

6. Кассационной  коллегии. 

Председатель  и заместители  Председателя Верховного Суда 

     Председатель  Верховного Суда РФ7:

- вносит в  Верховный Совет протесты на  решения, приговоры, определения,  постановления судебных коллегий  Верховного Суда РФ на вступившие  в законную силу решения, приговоры,  определения, постановления Верховных  Судов республик в составе  РФ, областных, краевых судов,  судов автономных областей и  автономных округов, принятые  по судебным делам. На решения,  приговоры и определения военных  судов видов Вооруженных Сил,  групп войск, округов, флотов, на постановления судей этих  войск;

- вносит в  военные суды видов Вооруженных  Сил, округов, групп войск, флотов  протесты на вступившие в законную  силу решения, приговоры, определения  военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления  судей этих судов;

- вносит в  президиум Верховных Судов республик,  областных и соответствующих  ему судов протесты на вступившие  в законную силу судебные акты  народных судов;

- вправе приостанавливать  в установленном законом порядке  исполнение решений, приговоров, определений и постановлений  судов РФ, на которые в соответствии  с законом он может принести  протест;

- организует  работу по изучению и обобщению  судебной практики, анализу судебной  статистики, а также по осуществлению  контроля за выполнением руководящих  разъяснений Пленума Верховного  Суда РФ и вносит материалы  на рассмотрение Пленума;

- созывает Пленум  Верховного Суда РФ и председательствует  на его заседаниях, может председательствовать  в судебных заседаниях коллегий  Верховного Суда РФ при рассмотрении  любого дела;

- вносит представления  в Федеральное Собрание по  вопросам, требующим толкования  законов РФ;

- вносит в  пленум Верховного Суда представления  о несоответствии руководящих  разъяснений Пленума Верховного  Суда действующему законодательству;

- распределяет  обязанности между заместителями  Председателя Верховного Суда  РФ;

- осуществляет  организационное руководство работой  судебных коллегий и руководит  работой аппарата Верховного  Суда РФ;

- осуществляет  другие полномочия, предоставленные  ему законом. Заместители Председателя Верховного Суда РФ8:

- вносят протесты  в порядке надзора в судебные  коллегии Верховного Суда;

- вносят протесты  в порядке надзора в Военную  коллегию Верховного Суда РФ  и в военные суды видов Вооруженных  Сил РФ, округов, групп войск,  флотов;

- могут председательствовать  в судебных заседаниях коллегий  Верховного Суда РФ при рассмотрении  любого дела;

- вправе приостанавливать  в предусмотренном законом порядке  исполнение решений, приговоров, определений и постановлений  судов РФ, на которые в соответствии  с настоящим законом они могут  принести протест;

- осуществляют  в соответствии с распределением  обязанностей руководство работой  структурных подразделений аппарата  Верховного Суда. В случае отсутствия  Председателя Верховного Суда  РФ, его права и обязанности  осуществляет первый заместитель  Председателя Верховного Суда, а  при отсутствии и первого заместителя  - заместитель Председателя верховного  Суда РФ. 
 
 
 

Пленум 

     Пленум  Верховного Суда действует в составе  Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума обязательно  участвует Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и  судебной статистики, а также представления  Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие  разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих  разъяснений Пленум выслушивает  сообщения председателей Верховных  Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства. На Пленуме  утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные  на рассмотрение Пленума Председателем  Верховного Суда, Генеральным прокурором, министром юстиции или уполномоченными  ими лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. 

Президиум 

     Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей  и утверждается Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ, в  составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в  состав Президиума по должности, и судей  Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии  положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в  месяц и правомочны при наличии  большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда9:

- в пределах  своих полномочий рассматривает  судебные дела в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассматривает  материалы изучения и обобщения  судебной практики, анализа, судебной  статистики;

- рассматривает  вопросы организации работы судебных  коллегий и аппарата Верховного  суда;

- оказывает помощь  нижестоящим судам в правильном  применении законодательства, координируя  эту деятельность с Министерством  юстиции РФ;

Информация о работе Судебная система РФ