Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель данной работы проанализировать принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающую в себя следующие федеральные суды:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
1.1.Понятие судебной власти
1.2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
1.3. Судебная система РФ
2. Высшие судебные органы
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации
2.2. Верховный Суд Российской Федерации
2.3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
3. Федеральные суды
3.1. Областные и краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, суды автономных округов и суды городов федерального значения
3.2. Районные суды
3.3. Военные суды
4. Суды субъектов РФ
4.1. Конституционные (уставные) суды
4.2. Мировые суды
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 80.61 Кб (Скачать документ)

     Содержание  конституционного контроля в различных  правовых системах неоднозначно. В  правовых государствах это связывают  с самой важной задачей, которой  подчинены все органы государственной  власти - защите прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие конституционный контроль, также  принадлежит функция толкования Конституции, решение споров о компетенции  органов государственной власти, признания действительности или  недействительности всеобщих выборов, установления конституционности правоприменительной  практики и конкретных действий исполнительной власти и другие. Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Срок пребывания в должности судьи  Конституционного Суда составляет 12 лет, предельный возраст пребывания в  этой должности - 70 лет, минимальный  возраст для кандидатов в судьи - 40 лет. Конституционный Суд РФ состоит  из двух палат по 10 и 9 судей, которые  равноправны и решения которых  имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом.

     Конституционный Суд РФ призван решать исключительно  вопросы права, и ни при каких  обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, оценивать практические действия вне  их правовых форм. При осуществлении  конституционного судопроизводства Суд  не занимается установлением и исследованием  фактических обстоятельств, если это  входит в компетенцию других судов  или иных органов. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных , исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и их объединений, включая главу государства.

     Президент РФ и Государственная Дума РФ назначают  своих постоянных представителей в  Конституционном Суде РФ, которые  участвуют в заседаниях Суда, представляя  соответствующую правовую позицию  по конкретному делу. Они не вправе оказывать какое-либо давление на Суд  или предпринимать действия, способные  нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений. 

Компетенция Конституционного Суда РФ

Конституция РФ. Ст. 1254. 

     Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной  пятой членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.

     Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов  органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах:

- по содержанию  норм;

- по форме  нормативного акта или договора;

- по порядку  подписания, заключения, принятия, опубликования  или введения в действие;

- с точки зрения  установленного Конституцией РФ  разделения государственной власти  на законодательную, исполнительную  и судебную;

- с точки зрения  установленного Конституцией РФ  разграничения компетенции между  федеральными органами государственной  власти;

- с точки зрения  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, установленного Конституцией  РФ, Федеративным и иными договорами  о разграничении предметов ведения  и полномочий.

     Правом  на обращение в Конституционный  Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод обладают также граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и  объединения граждан, а также  иные органы и лица, указанные в  федеральном законе. Жалоба допустима  в случаях, если: 1) закон затрагивает  конституционные права и свободы  граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в  суде или ином органе, применяющем  закон.

     По  итогам рассмотрения жалобы Конституционный  Суд принимает решение о признании  закона либо отдельных его положений  соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. В случае, если Суд  признал закон не соответствующим  Конституции РФ, дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном  порядке.

     Конституционный Суд разрешает  споры о компетенции:

1) между федеральными  органами государственной власти;

2) между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ;

3) между высшими  государственными органами субъектов  РФ.

     Правом  на обращение в Конституционный  Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре  органов государственной власти. Ходатайство органа государственной  власти допустимо, если:

1) оспариваемая  компетенция определяется Конституцией  РФ;

2) спор не  касается дела о подведомственности  дела судам или о подсудности;

3) спор не  был или не может быть разрешен  другим способом;

4) заявитель  считает издание акта или совершение  действия правового характера  либо уклонение от издания  акта или совершения такого  действия нарушением установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между органами государственной  власти;

5) заявитель  ранее обращался к указанным  в Конституции РФ органам государственной  власти с письменным заявлением  о нарушении ими определенной  Конституцией и договорами компетенции  заявителя либо об уклонении  этих органов от осуществления  входящей в их компетенцию  обязанности;

6) в течение  месяца со дня получения письменного  заявления не были устранены  указанные в нем нарушения;

7) в случае  обращения соответствующего органа  государственной власти к Президенту  РФ с просьбой об использовании  согласительных процедур, предусмотренных  ст.85 Конституции РФ, Президент РФ  в течение месяца со дня  обращения не использовал эти  согласительные процедуры либо  такие процедуры не привели  к разрешению спора.

     Толкование  Конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции Российской Федерации. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

     Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации  дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления. По итогам рассмотрения дела, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным  Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается. 

Статус  судьи 

     Судьей  Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший  ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области  права.

     Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и  депутатами Государственной Думы, а  также законодательными (представительными) органами РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

     Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения  представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается  на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство  от общего числа членов Совета Федерации.

     В случае выбытия судьи из состава  Конституционного Суда РФ, представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  РФ в Совет Федерации не позднее  месяца со дня открытия вакансии. Судья  Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

     После назначения Председатель Совета Федерации  приводит к присяге лицо, назначенное  на должность судьи Конституционного Суды Российской Федерации. Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу Следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно  исполнять обязанности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции  Российской Федерации, ничему и никому более»5.

     Судья Конституционного Суда РФ назначается  на должность на срок 12 лет. Предельный возраст пребывания в должности  судьи Конституционного Суда РФ 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим на должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

     Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей.

     Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом  Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или  общественные должности, иметь частную  практику, заниматься предпринимательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ не осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства  в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство  в получении прав и освобождения от обязанностей.

     Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о  вопросе, который может стать  предметом рассмотрения в Конституционном  Суде РФ, а также который изучается  или принят к рассмотрению Конституционным  Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

     Судья Конституционного Суда РФ не ограничивается в праве участвовать в выборах  и референдумах. Члены Конституционного Суда несменяемы, они обладают равным с другими судьями иммунитетом  и наделены другими привилегиями. Их полномочия могут быть приостановлены или прекращены только Конституционным  Судом по тем же основаниям, что  и полномочия судей других судов. Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон. 

Структура и организация 

     Конституционный Суд РФ рассматривает и развешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. В пленарном  заседании Суд вправе рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик  и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ; дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. В пленарных заседаниях избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.

Информация о работе Судебная система РФ