Современные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание

Значительный вклад в разработку анализируемой проблемы внесли такие мыслители как Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Ницше, Гоббс, Руссо. Локк, Гумплович Л., Дюринг Е. и др. Необходимо отдать должное и современным ученым - Кашаниной Т.В.. Матузову Н.И., Малько А.В., Малахову В.П., Грачеву М.Н. и др.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.58 Кб (Скачать документ)

Введение

    Вопросы о государстве, его возникновении, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества.

    В этом отношении значение проблемы происхождения государства огромно: отраженный в рамках данного вопроса процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей, а также обзор различных теорий возникновения государства, путей прогресса политической мысли и культуры человечества, действительно, играют очень большую познавательную, ценностную и воспитательную роль, как в жизни общества, так и в самой практике политических отношений.

    Познавательный  опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям.

    Отмеченные  моменты многообразных связей истории  и современности в сфере изучения происхождения государства свидетельствуют  об актуальности и значимости выбранной темы.

    Значение  её для российской науки определяется также и тем, что долгое время  трактовка данного вопроса в  нашей стране давалась в узких  рамках определенной теории, признаваемой в годы советской власти (полностью определяемой содержанием знаменитой работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), что, несомненно, довольно сильно обедняло её. И даже после того, как были сняты идеологические запреты, ученые не спешили продвинуться в изучении проблемы происхождения государства. Некоторые специалисты сейчас видят объяснение этому в том, что разработка данного вопроса юристами может вестись только на основе данных истории, этнографии, политологии, философии, которые, между тем, и сами в советский период были ограничены теми же марксистско-ленинскими догмами . Но сегодня для современной теории государства и права особое значение приобретает глубокое продвижение в исследовании процессов происхождения государства на базе полученных гуманитарными науками новых знаний, при активнейшем использовании опыта зарубежных ученых, который категорически отвергался ранее.

     Различные теории происхождения государства  выдвигались многими исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере отражают различные факторы возникновения государства.

    Основными теориями происхождения государства  являются теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, ирригационная. Каждая из этимх теорий ставит во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

    Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные  процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной  организации.

    Все названные вопросы требуют дальнейшего  рассмотрения и изучения, что является целью данной курсовой работы.

    Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать предпосылки возникновения государства;

    2. Рассмотреть способы (пути) образования государства;

    3. Исследовать теории происхождения государства;

    4. Сделать вывод о значимости теорий происхождения государства.

    Объектом  исследования выступает эволюция общества и образование государства как  объективный исторический процесс.

    Предметом исследования является комплексный анализ факторов, условий, предпосылок и теорий происхождения государства.

    Значительный  вклад в разработку анализируемой проблемы внесли такие мыслители как Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Ницше, Гоббс, Руссо. Локк, Гумплович Л., Дюринг Е. и др. Необходимо отдать должное и современным ученым - Кашаниной Т.В.. Матузову Н.И., Малько А.В., Малахову В.П., Грачеву М.Н. и др.

    Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. Характеристика основных теорий происхождения государства

    В мире всегда существовало множество  различных теорий, объясняющих процесс  возникновения и развития государства  и права, это вполне естественно  и понятно, ибо каждая из них отражает или взгляды и суждения различных социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

    За  время существования юридической, философской и политической науки  были созданы десятки различных  теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе  государства и права, причинах, истоках  и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

    Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства  и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного  восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а  порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами  и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального  или последующего (на основе ранее  существовавшего государства), возникновения  государственно-правовой системы в  силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или  непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения  государства и права с другими  сопредельными, соотносящимися с ними процессами.

    Рассмотрим  теории, которые различают государство  и общество и выделяют происхождение  государства и права в качестве специфической проблемы.

    Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли.

    Согласно  теологическим учениям, государство  служит воплощением божественного  провидения и потому государственная  власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют  от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют  божественной справедливости. Уже в  сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение  теологическая теория1.

    Наиболее  широкое распространение эта  теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

    Есть  и современные последователи  этой теории, которые считают государственную  власть вечной и незыблемой.

    Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.). Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.2

    В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

    Сторонником патриархальной теории был Роберт Филмер (ХVII в.), который в своей работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

    В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

    Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства  подобного способа возникновения  государства. Напротив, установлено, что  патриархальная семья появилась  вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

    Вместе  с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица  общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки  для возникновения государства.

    Органическая  теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

    Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Ведущим представителем этой теории был английский мыслитель Герберт Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.3

    Некорректность  органической теории происхождения  государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

Информация о работе Современные теории происхождения государства