Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 16:23, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования являются система права и система законодательства как комплексные правовые явления.

Предметом исследования выступают теоретические основы и практическое значение формирования и соотношения системы права и системы законодательства.

Целью работы является соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.

Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

• анализ существующих в науке подходов и интерпретаций понятий системы права и системы законодательства;

• анализ существующих в науке оснований построения системы права и системы законодательства;

• характеристика структурных элементов системы права и системы законодательства;

• тенденции развития системы права и системы законодательства РБ на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1 Проблема определения понятий системы права и системы законодательства……………………………………………………………….7
2 Основания построения системы права и системы законодательства…...13
3 Характеристика структурных элементов системы права и системы законодательства……………………………………………………………...20
3.1 Характеристика структурных элементов системы права………………20
3.2 Характеристика структурных элементов системы законодательства…25
4 Тенденции развития системы права и системы законодательства РБ на современном этапе……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ОТП.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

     Современный этап развития системы права Республики Беларусь связан с коренным изменением форм и методов,  которые применялись  на протяжении десятилетий предшествующего  развития. Но это, в целом положительное, явление имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие экономическое развитие страны. Одним из них является отсутствие необходимого опыта, а порой и элементарных знаний об условиях и особенностях деятельности на международном рынке [28, с. 42].

     По  мнению Т. С. Алексахиной, для выполнения поставленной задачи по формированию правового государства важнейшими факторами являются: необходимость приведения норм в полное соответствие с международными договорами и общепринятыми принципами и нормами международного права, признание верховенства закона, его определяющей роли в системе источников права. Однако нередки случаи, когда унифицированные нормы международных договоров, можно сказать, "традиционно" вводятся в действие правовыми актами, принимаемыми на различных уровнях (правительством, министерствами, ведомствами), что никак не соответствует принципам формирования правового государства. Речь идет не о полном устранении подобной регламентации, а об обеспечении правильного соотношения между ней и законами путем повышения роли и авторитета последних. В то же время учет международных актов, зарубежного законодательства должен происходить в русле национальных правовых традиций [28, с. 42-43].

     Повышение роли Конституции, расширение сферы  конституционного регулирования направлено на координацию и сближение интересов государства, общества и личности. Этому способствует и возрастание роли закона в системе правового регулирования. Но увеличение числа законов в общей массе принимаемых нормативных правовых актов имеет и негативный эффект: некоторые правовые нормы носят лишь декларативный характер (например, касающиеся местного самоуправления). В этой связи не осуществляется в полной мере вовлечение граждан в интеграционные процессы [29, с.19].

     Особую  сложность в практике применения внутреннего законодательства в области внешнеэкономической деятельности создают его несовершенство, определенная непоследовательность, последующие запреты и ограничения, которых могло бы и не быть в условиях изначальной продуманности нормы права. Все это не только подрывает веру в стабильность юридической базы, но и влечет возникновение имущественных потерь. По-прежнему остается желательным максимальное сокращение столь характерного для нашей нормотворческой практики временного разрыва между принятием законов и указов, устанавливающих принципиальные положения, и нормативными актами нижестоящих органов, издаваемыми в их развитие [28, с. 43].

     Поэтапное осуществление конституционной  реформы постепенно изменяло компетенцию высших государственных органов, анализ которой приводит к выводу, что не проверенная на практике, абсолютно новая модель построения государственного аппарата, закрепленная в 1994 году, не смогла сразу адекватно отразить потребности общества в новой системе государственного управления, вступив в противоречие с иными элементами правовой системы. Таким образом, проблема совершенствования Конституции в целях согласования и упорядочения компетенции высших государственных органов будет актуализироваться по мере выхода Республики Беларусь на новый этап социально-политических и экономических преобразований [30, с. 10-11].

     Реформа законодательства вызвана как изменением доктринальных принципов права и накоплением огромного количества нормативного материала, так и формированием - и это главное - новых общественных потребностей в правовых решениях. Следует выделить два этапа реформы законодательства: развитие законодательства 1990 - 1997 годов за счет новеллизации кодексов, принятия специальных законов, увеличения количества правительственных и ведомственных актов и кодификация 1998 - 1999 годов [30, с. 11].

     Теоретическое обоснование оптимальной реформы  системы права может быть закреплено в разрабатываемой Концепции совершенствования законодательства. В качестве тенденции развития законодательства выделяется рекодификация земельного, таможенного и хозяйственно-процессуального права, что позволяет предположить дальнейшую ре-кодификацию иных отраслей права. Это свидетельствует о переходности национальной правовой системы и поиске наиболее оптимальных правовых конструкций [30, с. 11].

     Создание  и реформирование структурных образований  следует осуществлять комплексно за счет тяготения принимаемых актов к определенным отраслям права, интеграции отраслей законодательства в единые массивы, унификации норм в рамках смежных отраслей права. Осуществляется дифференциация, расширение (сужение) сфер правового регулирования. Ряд структурных подразделений системы права утрачивает свое значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения [30, с. 11-12].

     Структура действующей системы права развивается за счет увеличения количества комплексных образований, которые обычно формируются посредством интеграции норм различных отраслей на основе ряда методов правового регулирования, являясь вторичными в сложившейся структуре. Предметом комплексного образования выступают отношения, связанные с отдельным видом деятельности. Таким образом, рост количества комплексных актов можно считать положительным фактором развития системы права, однако уровень интеграции в праве характеризуется степенью их завершенности [30, с. 12].

     Следует отметить, что развитие законодательства Республики Беларусь и системы права на современном этапе отличаются своей целенаправленной социальностью, реальным действием конституционно-правовых институтов, соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права, гарантированной защитой прав и законных интересов государства, граждан и юридических лиц, расширением доступности к правосудию.

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Понятие «система права» и «система законодательства», несомненно, продолжают играть свою роль в правовой практике и науке права любого современного государства. В научной литературе прочно утвердилось и мнение о том, что оба этих понятия тесно взаимосвязаны между собой, поскольку нормы права находят свое выражение в законодательстве как важнейшем источнике внутригосударственного права. Поэтому понятия «система права» и «система законодательства» рассматриваются в науке как однопорядковые, но не тождественные системы, выражающие соответственно структуру содержания и формы позитивного права.

     Категория «система права» является ключевой в  изучении не только отрасли, но и всего  права в целом, выступает первостепенным показателем всех важнейших признаков права, его сущности и социальной ценности, имеет объективный характер, показывает связь всех составляющих ее элементов, свидетельствует об их многовариантности и взаимозависимости.

     Структура права - это объективно существующее деление внутри самого права. Структура  законодательства - состав, соотношение источников права, его внешней формы, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

     Следует отметить, что единство и особенности  системы права и системы законодательства проявляются и в основаниях их построения. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отраслей права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной и общественной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

     Структурными  элементами системы права являются: норма права, субинститут и институт, подотрасль и отрасль.  Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права — системой законодательства.

     Система права выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства. Структурными элементами системы законодательства являются: нормативный правовой акт, субинститут и институт, подотрасль и отрасль, законодательный массив.

     В ходе исследования при рассмотрении соотношения отрасли права и отрасли законодательства учитывается необходимость издания в ряде случаев комплексных нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы различных отраслей права. Существование комплексных отраслей законодательства объясняется тем, что системообразующим фактором при их формировании выступают основные направления деятельности государства, т.е. его функции. Основанием для такого вывода послужило то, что правовые формы осуществления функций государства обусловлены первостепенной организующей ролью права в жизни общества, а определяющей правовой формой осуществления функций государства является правотворческая деятельность. Поэтому направления правотворческой деятельности, по мере накопления нормативного материала как ее результата, образуют соответствующие отрасли законодательства.

     В ходе исследования поддерживается точка зрения, что родственные институты или группа однородных институтов одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасли права. Так, наследственное право, право интеллектуальной собственности являются подотраслью гражданского права; бюджетное, банковское — подотраслью финансового права. 

     Следует отметить, что развитие законодательства Республики Беларусь и системы права на современном этапе отличаются своей целенаправленной социальностью, реальным действием конституционно-правовых институтов, соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права, гарантированной защитой прав и законных интересов государства, граждан и юридических лиц, расширением доступности к правосудию.

     Система права и система законодательства  - не тождественные явления. Между ними существуют различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности: первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт, отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории. Они соотносятся между собой как  содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников. 
 
 

       

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1 Байтин, М. И. Система права: к продолжению дискуссии / М. И. Байтин, Д. Е. Петров // Государство и право. – 2003. -  №1. – с. 25-34.

     2 Поленина, С. В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России / С. В. Поленина // Государство и право. – 1999. - №9. – С. 5-12.

     3 Тиунова, Л. Б. О системном  подходе к праву / Л. Б. Тиунова // Советское государство и право. – 1986. - №10. – С. 46-52.

     4 Система права и его отдельных  отраслей: государственно правовой  аспект: сборник науч. трудов / А. Н. Костюков [и др.]; под ред. А. Н. Костюкова. – Омск: ОмГУ, 2002. – 305 с.

     5 Тиунова, Л. Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория / Л. Б. Тиунова. – СПб: Издательство Санкт-Петербург. Ун-та, 1991. – 136 с.

     6 Макеева, Е. М. Система права  Российской федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е. М. Макеева. – М., 2006. – 23 с.

     7 Волкогон, Т. А. Система права  в условиях обновляющегося общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Т. А. Волкогон. – Красноярск, 2006. – 22 с.

     8 Система права и система законодательства: инф. мат./ подг. упр. орг. работы Секретариата Совета Республики Национального собрания РБ. – Минск, 1997. – 46 с.

     9 Системность законодательства как  фактор повышения его качества  // Государство и право. – 2002. - №8. – С. 5-15.

     10 Бобылев, А. И. Современное толкование  системы права и системы законодательства  // Государство и право. –1998. - №2. – С. 22-27.

     11 Система советского права и  перспективы ее развития // Советское государство и право. – 1982. - №6. – С. 80-120.

     12 Бобылев, А. И. Проблемы правопонимания, формирования системы права и системы законодательства // Право и политика. – 2002. - №2. – С. 7-15.

Информация о работе Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь