Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 16:23, курсовая работа
Объектом данного исследования являются система права и система законодательства как комплексные правовые явления.
Предметом исследования выступают теоретические основы и практическое значение формирования и соотношения системы права и системы законодательства.
Целью работы является соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
• анализ существующих в науке подходов и интерпретаций понятий системы права и системы законодательства;
• анализ существующих в науке оснований построения системы права и системы законодательства;
• характеристика структурных элементов системы права и системы законодательства;
• тенденции развития системы права и системы законодательства РБ на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………...4
1 Проблема определения понятий системы права и системы законодательства……………………………………………………………….7
2 Основания построения системы права и системы законодательства…...13
3 Характеристика структурных элементов системы права и системы законодательства……………………………………………………………...20
3.1 Характеристика структурных элементов системы права………………20
3.2 Характеристика структурных элементов системы законодательства…25
4 Тенденции развития системы права и системы законодательства РБ на современном этапе……………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………..35
Между
тем необходимо учитывать, что в
науке сложилось различное
Появление понятия «правовая система» наряду с понятиями: «система права», «правовая надстройка», «правовая реальность» не случайно и имеет объективные предпосылки как теоретического, так и практического порядка.
Расширение системных исследований в юридических науках связано с объективными потребностями практики в комплексном совершенствовании социальных процессов и механизмов [5, с. 47].
Рассматривая систему права любого государства необходимо учитывать ее историческую обусловленность. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности государства, общества, экономических, политических и социальных отношений. Как различны системы рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического права, так и различны принципы деления системы права [6, с. 13-14].
Категория «система права», являясь правовым феноменом, выступает основным показателем всех важнейших признаков права, его сущности и социальной ценности, имеет объективный характер, показывает связь всех составляющих ее элементов.
Анализ методологических особенностей познания системы права позволил заключить, что к определению понятия системы права нельзя подходить упрощенно, схематично, как это было возможно в советский период в условиях государственной монополии. Современный подход к исследуемой проблематике основывается на плюрализме правопонимания и методологическом разнообразии. Именно поэтому «обогащение» понятийного аппарата отечественной теории права путем введения новой терминологии становится характерной чертой нашего времени. Появляются новые термины, посредством которых исследователи пытаются выразить многообразные явления современного правового развития [7, с. 10].
Но в то же время нагромождение терминов и понятий, выдаваемых за «реальность», не создает приращения новых знаний. Такого рода «усовершенствования» научной терминологии приводят скорее к утрате точности уже разработанного и подтвержденного практикой понятийного аппарата. Таким образом, актуализируется проблема соотношения, на первый взгляд, очень спорных абстракций «правовая система» и «система права», «система права» и «структура права». В научных работах и нормативных источниках данные термины нередко подменяются [7, с. 10-11].
Понимание права как системы правовых норм, наделенных характеристиками, признаками, позволяет выделить и такие черты права в целом, как его системность и структурность. Изучение системы и структуры права становится важным не только в научных, но и в чисто практических целях [8, с. 3].
Если право как социальный институт не просто механическая совокупность правовых норм, а некое органическое образование, нечто системное, то тогда и в правотворческом, и в правоприменительном процессах следует учитывать это качество права.
Системные свойства того или иного объекта означают обязательное наличие в этом объекте элементов, органически связанных друг с другом, взаимодействующих между собой. Кроме элементов и их связей, системный подход выделяет и характер этих связей, их содержание, изучает системообразующие факторы, определяет уровни системы, ее сложность и т. п. Структура права теоретически определяется как характеристика внутреннего строения права [8, с. 3].
Не менее важна системность и в рамках законодательных массивов (комплексов), базирующихся на предметных связях между входящими в них законами и подзаконными актами в тех случаях, когда в один комплекс сводятся отрасли законодательства, адекватные ряду смежных однородных отраслей права, как это имеет место в природоохранительном массиве. Помимо прочего, взаимодействие нормативных правовых актов отраслей законодательства об окружающей среде проявляется в том, что каждая из этих отраслей в отдельности (земельное, водное, лесное, горное право и т.д.) и все они вместе должны учитывать взаимосвязь природных объектов и влияние каждого из них на состояние других [9, с. 6].
А. И. Бобылев отмечает, что от системы права в литературе отличают ее систематизацию, под которой понимается деятельность по упорядочению множества юридических норм, их группировка и расположение по тем или иным практически значимым признакам. Результатом систематизации является система нормативных правых актов (система законодательства) [10, с. 22-23].
С. Н. Братусь заметил, что установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства — теоретическая и практическая задача. Она может найти оптимальное решение, если система законодательства будет находиться в точном соответствии с системой права. Такое соответствие в основном достигнуто в отношении уголовного, уголовно-процессуального и гражданского процессуального права и одноименных с ними отраслей законодательства. В других сферах законодательства такого соответствия трудно добиться. Наряду с кодифицированными одноотраслевыми законодательными актами значительное распространение в связи с необходимостью комплексного решения хозяйственных и социально-культурных задач получили практика издания комплексных актов, охватывающих разноотраслевые нормы права, и разветвленная система подзаконных ведомственных актов [11, с. 93].
В юридической литературе по-разному подходят к рассмотрению системы права и системы законодательства. В одних случаях система права рассматривается как самостоятельная правовая категория. При этом подчеркивается, что система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Другие ученые проводят лишь общее сравнение системы права и системы законодательства, обращая внимание на определенное сходство и различие данных правовых явлений. Представляется правильным одновременное исследование системы права и системы законодательства, в котором делается анализ понятий системы права и системы законодательства, их соотношения, рассматриваются отдельные элементы этих систем, тенденции их развития. В результате устанавливаются как общие их признаки, так и различия, выделяются самостоятельные основания построения системы права и системы законодательства [12, с. 8-9].
А. И. Бобылев отмечает, что необходимость современного рассмотрения системы права и системы законодательства обусловливается также следующими научными обстоятельствами:
•
система права и система
• система
права и система
• система права служит основой систематизации законодательства; в частности, кодификация, которая является высшей формой систематизации законодательства, строится по отраслевому основанию; подавляющее большинство кодифицированных правовых актов соответствует определенной отрасли права;
• система права и система законодательства составляют содержание и выражают сущность правовой системы государства;
• взаимодействие системы права и системы законодательства позволяет более эффективно и качественно осуществлять правовое регулирование всей системы общественных отношений [12, с. 9].
Системное исследование права позволили Е. Э. Черенковой выявить три основных признака, которые должны найти отражение в определении системы права:
• основным материалом для построения системы права будут являться ее первичные элементы - нормы права;
• вышеуказанные элементы находятся в постоянной связи друг с другом. В результате этого взаимодействия, с одной стороны, увеличивается объем правового регулирования, с другой стороны, вырабатываются общие принципы и способы регулирования отдельных групп общественных отношений. Появляется процесс дифференциации норм права по отраслям и институтам;
• данные связи и отношения обуславливаются наличием в системе частноправовых и публично-правовых начал. Именно их сочетание определяет единство системы права, связывает нормы права общими целями и задачами. Причем важно оговорить, что рассматриваемое единство является органическим [13, с. 12].
Исходя из этого, она представила следующее определение системы права:
система права - это органическое единство норм права, обусловленное сочетанием частноправовых и публично-правовых начал, а также их дифференциация по отраслям и институтам в соответствии с предметом и методом правового регулирования [13, с. 12].
Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития [8, с. 20].
Понятия «система права» и «система законодательства», несомненно, продолжают играть значительную роль в правовой практике и науке любого современного государства. К тому же в научной литературе прочно утвердилось мнение о том, что оба этих понятия тесно взаимосвязаны между собой, поскольку нормы права, по крайней мере, в большинстве государств, находят свое выражение в законодательстве как важнейшем источнике внутригосударственного права. Именно поэтому понятия «система права» и «система законодательства» рассматриваются в науке как однопорядковые, но не тождественные, выражающие, соответственно, структуру содержания и формы позитивного права [7, с. 15].
И система права, и система законодательства в равной степени объективны, они суть разные аспекты макросистемы социальных связей. Структурное несовпадение указанных правовых образований предопределено их различной функциональностью. Поэтому нет необходимости в ориентации развития системы актов на систему отраслей права. Они не находятся друг с другом в отношении типа "форма-содержание", так как имеют собственные, относительно независимые сущностные и формальные характеристики [14, с. 16].
При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства в работе отмечается, что система права представляет собой систему содержания права; система же законодательства представляет собой систему форм права и прежде всего нормативных актов как юридического источника и основной формы права. Первичным элементом системы права служит юридическая норма, а системы законодательства - нормативный правовой акт [15, с. 11].
Понятие «система права» и «система законодательства», несомненно, продолжают играть свою роль в правовой практике и науке права любого современного государства. В научной литературе прочно утвердилось и мнение о том, что оба этих понятия тесно взаимосвязаны между собой, поскольку нормы права находят свое выражение в законодательстве как важнейшем источнике внутригосударственного права. Поэтому понятия «система права» и «система законодательства» рассматриваются в науке как однопорядковые, но не тождественные системы, выражающие соответственно структуру содержания и формы позитивного права. Структура права - это объективно существующее деление внутри самого права. Структура законодательства - состав, соотношение источников права, его внешней формы, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Категория
«система права» является ключевой в
изучении не только отрасли, но и всего
права в целом, выступает первостепенным
показателем всех важнейших признаков
права, его сущности и социальной ценности,
имеет объективный характер, показывает
связь всех составляющих ее элементов,
свидетельствует об их многовариантности
и взаимозависимости.
2
Основания построения
системы права
и системы законодательства
Развернувшаяся в 1939 – 1940 гг. на страницах журнала "Советское государство и право" первая дискуссия о системе права в основном была направлена на выявление критериев деления на отрасли и обоснование существования отдельных отраслей права.
Поскольку разнообразие юридических норм в значительной мере связывалось с многообразием, разносторонностью, дифференцированностью регулируемых ими фактических, жизненных общественных отношений в качестве не только основополагающего, но, по сути, и единого критерия группировки и разграничения норм права по отраслям, большинством участников дискуссии предлагался и обосновывался предмет правового регулирования (М.А. Аржанов, Д.М. Генкин, М.С. Строгович, Н.Н. Полянский, Е.А. Ровинский, С.С. Студеникин и др.) [1, с. 25].
Информация о работе Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь