Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:24, шпаргалка

Описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по Теории государства и права.docx

— 174.25 Кб (Скачать документ)

 

 

  1. Деформации общественного и профессионального правосознания

Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое  правосознание не существует вне  индивидуального. С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание  складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного  жизненного опыта и правового  образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие  от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных  исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической  практики, т. к. нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы соответствие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т. д.). Сущность и особенности  правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии  и правовой психологии, в системе  присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т. д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень  выражения, как идеологический уровень. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического "сословия". Основная цель науки - выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют  быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать  законность. Для юристов правовая подготовленность, естественно имеет  определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных  граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, - умением  их применять. Если обратиться к структуре  процесса реализации права в форме  право применения, то можно назвать  этапы, которые квалифицированно могут  выполнить только юристы. К ним  относятся: установление фактических  обстоятельств дела, выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы - толкование; принятие решения о применении нормы  закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного акта. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное  отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень  согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. Результаты исследования правосознания студентов, будущих юристов свидетельствуют о явном несоответствии их правовых ориентаций на мировоззренческом и бытовом уровнях. Повышенная терпимость к нарушениям уголовно-правовых запретов, к преступному поведению лиц из ближайшего окружения, личному соблюдению требований уголовного законодательства свидетельствуют о серьезных недостатках правового воспитания молодежи. Юридическая школа способна лишь формировать профессиональное правосознание будущих юристов на основе адекватно сформированного правосознания. Коррекция правосознания ей не под силу. Проведенные ранее исследования показывают, что, как правило, юристы хорошо знают нормы права, определяющие их компетенцию, а также регламентирующие порядок их служебной деятельности. По мере того как правовые нормы отдаляются от сферы общественных отношений, в которых юрист постоянно участвует как специалист, уровень знания соответствующих положений законодательства падает, опускаясь подчас ниже требований, предъявляемых к выпускнику высшего и даже среднего юридического учебного заведения. Многие юридические работники, как оказывается, не знают норм, определяющих правовое положение своей профессионально-юридической группы в целом. Зачастую они руководствуются лишь знаниями, полученными на практике, конкретными профессиональными навыками и умениями, привычками, а также разнообразными проявлениями профессиональной активности юристов.

 

 

 

 

 

  1. Система права как элемент правовой системы общества

В отечественной юриспруденции  вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться  в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Правоведы  отметили, что к этому времени  в юридической науке сложилась  ситуация, когда аналитические разработки в праве перешагнули через  наличные теории и накопленный теоретический материал в них уже не укладывается. Другими словами, возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли, в объединении накопленных знаний и создании целостной, системной картины правового регулирования. Научное решение отмеченной проблемы возможно лишь на основе общей теории систем, которая в методологическом плане имеет название системного подхода. Понятие «правовая система» должно быть результатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту, результатом проекции на правовую действительность системных категорий, прежде всего понятия «система». В итоге такого подхода должны быть отсечены ненужные, лишние компоненты и отношения правовой реальности и сформированы необходимые новые, отвечающие системной природе нового образования. Критерием отбора элементов в правовую систему является ее непосредственная цель - правовое регулирование поведения. Понятие «правовая система» относится к разряду предельно широких юридических понятий (категорий), таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность (реальность)» и др. И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого. Особая роль объективного права в правовой системе состоит в том, что все остальные элементы правовой системы «вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним. Элементами правовой системы является все то, что необходимо для процесса правового регулирования. Однако иногда круг элементов правовой системы авторы необоснованно расширяют. Так, проф. Бабаев полагает, что в правовую систему входит «все, что имеет правовую (юридическую) окраску». Однако юридическую окраску (то есть отношение к праву) имеют и правонарушения, однако это не означает, что правонарушаемость (в том числе и преступность) нужно относить к элементам правовой системы. Не все, что находится внутри объекта, является его элементам. Элемент - это необходимая, функциональная единица системы. А необходимая и достаточная совокупность элементов системы называется ее составом. Надо заметить, что нет оснований относить к элементам правовой системы правовые понятия и юридическую науку в целом. Правовая система для науки выступает как объект отражения, а значит находится за ее пределами. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Национальные, то есть индивидуальные правовые системы каждого государства, объединяются в правовые семьи - общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую. Иногда выделяется славянская правовая семья. В рамках той или иной правовой семьи возможно выделение групп правовых систем. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое или церковно-католическое право) и группу германского права (ФРГ Австрия, Венгрия скандинавские страны и др.). Внутри англосаксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Классическими правовыми семьями является семья общего права и романо-германская (континентальная). Для правовой семьи общего права характерно преобладание в качестве источника права судебного прецедента и отсутствие кодифицированных отраслей права. Основные принципы в организации этой правовой семьи сложились в Англии в XIII в. и сохранились до сих пор.

 

 

  1. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные  явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются  между собой как содержание и  форма.

Соотношение системы права и  системы законодательства: 1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений; 2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов; 3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом; 4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты. Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права. Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким  образом, следующие различия: 1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт; 2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву; 3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования; 4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства; 5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного  соотношения между системой права  и системой законодательства связано  со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 

 

 

 

  1. Отраслевое деление законодательства

Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др. Публичное право занимается регулированием отношений государства с гражданами и другими субъектами права. В систему частного права входят семейное; гражданское; трудовое. В частном праве царят личные интересы граждан и частных объединений.

К материальным отраслям относят: 1) административное; 2) конституционное; 3) уголовное; 4) семейное; 5) трудовое право и др.

Процессуальные отрасли определяют порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права взаимная и двусторонняя. Это означает, что материальные отрасли обусловливают правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Процесс рассмотрения конкретного предмета и доминирующий метод правового регулирования дает характеристику отраслей права.

Система права Российской Федерации  включает следующие отрасли: 1) конституционное право представляет собой отрасль, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан; 2) административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, которые складываются в процессе государственного управления; 3) финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов; 4) земельное право связывает нормы, регулирующие отношения, которые складываются по поводу владения, пользования и распоряжения землей; 5) гражданское право связывает нормы, регулирующие имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения; 6) трудовое право – это система норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями; 7) семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения, связанные со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением; 8) уголовное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом; 9) уголовно-исполнительное право является пенитенциарной отраслью, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний; 10) в уголовно-процессуальное право входят нормы, которые регулируют порядок производства по уголовным делам; 11) гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

В системе права отдельное место  занимает международное право –  частное и публичное. Поскольку  это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением  разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в  систему внутригосударственного права.

Различные отрасли права стоят  на разных ступенях развития, у одних  объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается. Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное и др.

 

 

 

 

  1. Норма права и ее признаки

В переводе с латинского "норма" означает правило, точное предписание, образец. Другими словами, непосредственным содержанием нормы является заключенная  в ней информация о должном  поведении в тех или иных условиях. Норма права является разновидностью социальных норм, т.е. правил поведения  людей в обществе. Человек в процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения, обобщая накопленные знания и опыт. Созданное правило представляет собой единство объективного и субъективного факторов, где объективным является познанная закономерность развития общества, а субъективным - реакция индивида или социальной группы на эту закономерность. Поскольку норма права является средством передачи информации о наиболее целесообразном поведении, она представляет собой один из способов регулирования человеческого поведения. Во-первых, потому, что норма содержит в себе " программу ", которая служит моделью будущих действий, а во-вторых, в силу того, что она базируется на познании объективных закономерностей развития общества, следование ее предписаниям ведет к наиболее оптимальному варианту реализации целей индивида или общества в целом. Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но вместе с тем имеют особые признаки, которые обусловлены неразрывной связью норм права с государством.

Норма права имеет следующие  признаки: Норма права носит государственно-властный характер. Предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и  охраняет государственно-значимые общественные отношения. Норма права - общее правило  поведения. Государство устанавливает  правила поведения не для конкретного  индивида, а для всех субъектов  права - физических или юридических  лиц. Норма права - обязательное правило  поведения. Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение норм права влечет за собой принятие мер государственного принуждения. Обязательность правовой нормы представители разных научных  направлений понимают неодинаково. Нормативная школа выводит обязательность нормы правил из ее природы как  таковой; социологическая школа - из соответствия норм сложившимся общественным отношениям; школа естественного  права - из соответствия нормы высоким  нравственным идеалам свободы и  справедливости. Норма права - формально-определенное правило поведения. Правовые нормы формулируются в официальных документах - законах и подзаконных нормативных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное понимание и реализацию. Норма права - двустороннее правило поведения. Она включает в себя права и обязанности участников правоотношений. Одним субъектам она предоставляет права, а на других возлагает обязанности. Вместе с тем важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность - в другой статье того же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта. Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности - подразумеваться, вытекать из содержания всего закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются. Норма права - системное правило поведения. Каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права. Таким образом, норма права - это установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников правоотношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"