Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:24, шпаргалка

Описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по Теории государства и права.docx

— 174.25 Кб (Скачать документ)

 

  1. Либертарно-юридическая концепция правопонимания

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального  равенства.  Либертарно-юридическое  правопонимание включает в себя не только понимание права (как сущности права, так и правового явления  в форме правового закона), но и правовое понимание государства  как институционально-властной формы  выражения и действия принципа формального  равенства, как правовой формы организации  всеобщей публичной власти.

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи  уравниваемым объектам. Уравнивание  предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и  необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания. Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для  определения счета, веса и т.д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).  В этом русле  сформировалась математика, где составление  и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство, "очищенное" от качественных различий, доведено до абсолютной абстракции количественных определений.

Правовое равенство не столь  абстрактно, как числовое равенство  в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных  людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его  правоспособности и правосубъектности.

Формальное равенство как сущность и принцип права включает в  себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих  и взаимно предполагающих (подразумевающих  друг друга) составных компонента, три  сущностных свойства права: 1) всеобщую равную меру (норму), 2) формальную свободу  всех адресатов этой равной регулятивной меры (нормы),  3) всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы  регуляции.

В либертарно-юридической теории правопонимания и концепции философии права  преодолены присущие юснатурализму  и легизму антагонистические  крайности и недостатки при трактовке  проблем различения и соотношения  правовой сущности и правового явления, права и закона.

В рамках либертарно-юридического подхода  взаимосвязь сущности и явления  в праве носит необходимый  и закономерный характер: объективная  правовая сущность (формальное равенство) - это сущность определенного реального  правового явления (устанавливаемого государством общеобязательного закона, выражающего свойства и требования принципа формального равенства), а  правовое явление (общеобязательный закон, выражающий свойства и требования принципа формального равенства) - это явление (проявление) именно и только данной определенной сущности (формального  равенства). Правовая сущность (формальное равенство) проявляет себя в общеобязательном законе (правовом явлении действительности), а правовое явление (общеобязательный закон) проявляет, выражает во внешней  реальной действительности правовую сущность (формальное равенство).

 

 

 

 

 

 

  1. Генезис права

Генезис права происходил и происходит под воздействием, по крайней мере, трех факторов: социально-культурного; социально-экономического; классово-политического.

1. Человеческое общество, обусловленное  совместной сознательной деятельностью  людей, не может существовать  и развиваться как мир животных, лишь на основе примитивных  инстинктов, оно – сообщество  людей – требует особых, социальных  регуляторов поведения. Дальнейший  рост сознания и усложнение  социальных связей, потребности  в динамизме сообщества и формирование  самостоятельной личности способствовали  обогащению регулирования поведения  путем признания социумом определенной  доли свободы человека, что стало  самым важным условием для  развития человеческой личности, резкой активизации ее индивидуальной  деятельности и повышения темпов  развития сообщества, его прямого  вхождения на ступень цивилизации.  Появление права как сферы  свободы означало не менее  крупную революцию, нежели появление  нравственности, а с точки зрения  самостоятельной активности личности  дало ей куда больше возможностей, реализация которых зависела, конечно,  и от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека  и от той среды, в которой  он жил и творил, от характера  материальных отношений. Таким  образом, право как регулятор,  определитель поведения людей  включило в себя и запреты,  и обязанности, но с его появлением  решающим стимулятором поведения  стала свобода человеческой деятельности  в собственном интересе, не расходящемся  с интересом сообщества.

2. Другим фактором генезиса права  оказалась экономика, а точнее, отношения собственности. Они-то  и сыграли роль фактора, поддерживающего  социально-культурный, человеческий  фактор Именно разделение труда,  собственность и товарные отношения  предопределили глубочайшую революцию  в сфере материальных отношений,  которая взорвала первобытно-общинный  строй и вывела человечество  на уровень цивилизации, окончательно  покончив со стадиями дикости  и варварства.

3. Дополнительным, существующим лишь  временно, на некотором отрезке  цивилизации, фактором генезиса  права является классовая структура  социума, или его национально-этническая  разобщенность. Вступление человечества  в эру цивилизации вызволило  людей из дикости и варварства, полной зависимости от природы  и жестких условий полуголодного  существования: любые описания  «золотого века» первобытного  существования людей – домысел,  результат идеологизации далекого  прошлого. Классовые и национальные  противоречия, религиозные гонения,  идеологизация жизни целых поколений  были следствием не только  глубинного имущественного неравенства,  но и острой нетерпимости к  чуждому образу мышления и  жизни, не исчезнувших остатков  племенных распрей, нераскрепощенности  личности, рабской психологии. В  той степени, в какой на определенной  ступени развития общества в  тех или иных регионах или  странах противоречия оказывались  непримиримыми, закон и суд  оказывались беспомощными, природа  права искажалась, деформировалась,  государственное принуждение, закон  и суд использовались для защиты  интересов господствующих социальных  сил, для подавления классовых  и иных противников, ограничения  их свободы, а то и их физического  истребления путем массовых репрессий.  Государство при этом также  теряло свою изначальную природу,  превращалось в неограниченную  законом диктатуру. Политика государства  оказывалась не связанной правом.

Таким образом, можно утверждать, что  если непримиримые классовые (национальные, региональные и иные) противоречия и являлись фактором правогенеза  и политогенеза, то этот фактор генерировал  право и государство в их извращенном  виде, не соответствовавшем их природе  и общесоциальному предназначению.

 

 

 

  1. Право и его функции

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; 3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; 4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические  функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав: 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение права, морали и обычая

Огромную роль в регулировании  общественных отношений играют право  и мораль. Их главным назначением  является целенаправленное воздействие  на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали –  «добро» и «зло», через которые  оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью  весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех  составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь  права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального  действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 

 

 

 

 

  1. Право и иные виды социального и технического регулирования

Действующие в обществе нормы принято  делить на социальные и технические.

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм: 1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; 3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; 4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация  делит социальные нормы на следующие  виды: 1) нормы морали; 2) семейные нормы; 3) этические нормы; 4) нормы традиций и привычек; 5) деловые обыкновения; 6) правила этикета.

Социальные нормы, кроме  того, характеризуют следующие особенности: 1) предметом регулирования являются общественные отношения; 2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих  в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических  норм: 1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические; 2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"