Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

Вещи, приобретенные исключительно  для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу  не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов. 

К личным претензиям относятся:

Возмещение морального вреда, с каким из родителей должны остаться дети и т.д.

 

38. Особенности государственной  политики в сфере образования

В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом. Статья Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Фундаментальными  основами гос. политики в области образования в РФ являются:

  • РФ провозглашает область образования приоритетной.
  • Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. 
  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами РФ. 
  • Общее образование является обязательным. 
  • Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
  • Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик.
  • Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
  • РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  • В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Гос. политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

 

39. Финансовое право РФ; деятельность, система, контроль.

Финансовое  право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития.

Финансовая  деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Объективным условием существования финансовой деятельности является необходимость распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, то есть при помощи денег.

Совокупность экономических  отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называют финансовым институтом. Например, все отношения в области бюджета, все отношения в области страхования или в области кредитования. Все вместе взятые финансовые институты образуютфинансовую систему.

Финансовая система  РФ представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев  и их взаимосвязи. Такими звеньями (институтами) являются:

— бюджетная система  с входящими в нее государственными (федеральными, региональными) и местными бюджетами;

— внебюджетные целевые  фонды;

— финансы предприятий, организаций;

— имущественное и  личное страхование;

— кредит (государственный  и банковский).

Государственные финансы  включают в себя:

— бюджет страны;

— внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и другие фонды);

— государственный кредит.

Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны. Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

 

40. Налоговое право: налоговая  система, ответственность за нарушение  налогового законодательства.

Налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. В предмет налогового права входят:

1) отношения, связанные с установлением, велением и взиманием налогов и сборов;

2) отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;

3) отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками общественных отношений в сфере налогообложения являются физические и юридические лица, в том числе:

1) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;

2) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, местожительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки налога:

1) общеобязательный характер;2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма; 4) публичный характер; 5) нецелевой характер.   

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговое правонарушение – это нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщика, налогового агента и иных лиц.

Признаки налогового правонарушения: противоправность, виновность и наказуемость.

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

2) привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;

3) лицо невиновно, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 

41. Задачи и принципы  уголовного законодательства. Виды  преступлений.

Уголовное законодательство ставит перед собой две задачи:

  1. охранительную: а) охрана от преступных посягательств: прав и свобод человека и гражданина; собственности; общественного порядка и общественной безопасности; окружающей среды; конституционного строя РФ; б) обеспечении мира и безопасности человечества;
  2. предупредительную – она заключается в предупреждении преступлений.

Принципы уголовного права – это закрепленные в нормах уголовного права основополагающие, руководящие идеи и начала в области борьбы с преступностью.

1. Принцип законности выражается в том, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ.

2. Принцип равенства граждан перед законом устанавливает, что любое лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности; не ко всем лицам применяются одинаковые пределы уголовной ответственности.

3. Вина – это внутреннее психическое отношение лица к содеянному. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

4. Принцип справедливости раскрывается с точки зрения назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении лица, совершившего преступление.

5. Принцип гуманизма рассматривается в двух аспектах: 1. уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека; 2. гуманизм проявляется по отношению к лицу, совершившему преступление.

Преступление - виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Виды преступлений. В зависимости от формы вины и максимального наказания:

Преступления небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 2 лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает 2 года лишения свободы. Тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

В зависимости от объекта, на которые они посягают:

  • преступления против жизни и здоровья (убийство, побои…);
  • преступления против собственности (кража, разбой …);
  • преступления против общественной безопасности (хулиганство, терроризм…);
  • преступления против здоровья и общественной нравственности (жестокое обращение с животными…);
  • преступления против военной службы (дезертирство…);
  • преступление против мира и человечества (геноцид…);
  • экологические преступления (браконьерство, загрязнение атмосферы…);
  • преступления в сфере экономической деятельности (фиктивное банкротство…);
  • преступления против безопасности движения на транспорте (нарушения ПДД…);
  • преступления против семьи и несовершеннолетних (подмена ребенка…)

 

42. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Обстоятельства исключающие преступность деяния - это деяния, направленные на устранение угрозы, созданной для объектов уголовно-правовой охраны, путем причинения вреда, признаваемые общественно полезными и социально целесообразными. Формально эти деяния подпадают под действие отдельных норм «Особенная часть УК», но так как не содержат общественной опасности, они не влекут за собой уголовной ответственности. В отличие от малозначительных деяний, деяния, исключающие преступность, являются общественно полезными или общественно нейтральными.

УК различает 6 видов обстоятельств, исключающих преступность деяния:

1. необходимая оборона - это правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"