Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

Из этих же принципов исходит законодательство РФ об административных правонарушениях

Акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Однако в порядке исключения действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие (только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом).

Иногда обратная сила придается некоторым актам жилищного и семейного законодательства.

 

13. Система права. Пробелы  в праве.

Система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права; б) институты права, в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых складывается  "здание" системы права Норма  права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права.

Институт права - это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная  часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Пробел - отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.

По причинам возникновения пробелы:

1. Первоначальные - могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателем и т.п.

2. Последующие - обуславливаются появлением новых общественных отношений. Есть два пути устранения пробелов в законодательстве. Первый путь - совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или права. Аналогия закона - принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применяется в случае когда:

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятая решения по рассматриваемому делу;  б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение; в) отношение не урегулировано соглашением сторон; г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. Если имеются вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

 

14. Порядок выбора и прекращения полномочий Президента РФ.

Статус Президента РФ закреплен в Конституции РФ. П. может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). П. избирается народом на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность П. более двух сроков подряд. Перед вступлением в должность П. торжественно произносит присягу народу и парламенту.

Выборы П. проводятся по единому федеральному избирательному округу на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Избранным по итогам общих выборов (первого тура голосования) считается кандидат, за которого проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набрал абсолютного большинства, проводится повторное голосование (второй тур голосования), по результатам которого избранным считается кандидат, набравший относительное большинство. Участие гражданина РФ в выборах П. является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией РФ выборы П назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Днём голосования на выборах является первое воскресение месяца, в котором производилось голосование на предыдущих общих выборах П. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через пять дней со дня его принятия.

Полномочия П прекращаются с истечением срока его пребывания в должности в момент принятия присяги вновь избранного П.

Согласно ст. 92 Конституции  РФ досрочное прекращение полномочий П возможно:

1. в случае его отставки;

2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3. отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления. При этом соответствующее решение Гос. Дума и Совет Федерации выносят не менее 2/3 голосов всех членов.

 

15. Гражданство в РФ.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.  Гражданин РФ – физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.  Лицо без гражданства (апатрид) – человек, не являющийся гражданином РФ и не имеющий доказательства наличия гражданства иностранного государства. По правовому статусу апатриды приравниваются к иностранцам.

Гражданство каждого  человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными  документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно. Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным законом «о Гражданстве РФ».  

Принципы института  гражданства:

1.Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения;

  1. проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает гражданства;
  2. гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;
  3. гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству, если он не признается преступником в РФ (экстрадиция);
  4. приобретение гражданином РФ гражданства др. государства не влечет лишение его гражданства РФ;
  5. гражданам РФ за пределами РФ предоставляется всяческая защита и покровительство.

Приобретение  гражданства РФ:

1. по рождению – ребенок, родители которого являются гражданами РФ, является гражданином РФ. До 14 лет следуют гражданству родителей, после 14 - требуется их согласие.

2. в результате приема – натурализация. Иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 18 лет, имеют право обратиться в соответствующие органы с заявлением о приеме гражданства (общий порядок приема), если они проживают в России в течение 3-5 лет непрерывно (не выезжая за пределы РФ более, чем на 3 месяца в год), для беженцев срок сокращается вдвое.

Требования  могут  быть упрощены при наличии следующих оснований:

    1. наличие в прошлом гражданства СССР;
    2. усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ;
    3. наличие особых высоких достижений науки и техники, обладание редкой квалификацией;
    4. заслуги перед народом;
    5. предоставление политического убежища.

Прекращение гражданства - выход из гражданства происходит на основании свободного волеизъявления лица (ходатайство).

Основания для  отказа в выходе из гражданства, если ходатайствующий гражданин:

  1. имеет имущественные обязательства п/д др. гражданами или юридическими лицами;
  2. имеет перед государством какие-либо невыполненные обязательства;
  3. привлечен соответствующими органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо имеется ступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор по уголовному делу.

 

16. Права и свободы человека  гражданина.

Источник содержания Конституции РФ - международные правовые акты.

Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры являются составной частью системы российского права, таким образом, граждане РФ имеют права обращаться к международным документам и органам для защиты своих прав.

Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность  российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В случае их нарушения они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами и законными действиями лица, чьи права были нарушены.

Каждый человек обладает личными правами и свободами:

1. право на жизнь;

2. право на свободу и личную неприкосновенность;

3. права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

4. право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

5. на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства;

6. свобода совести, свобода вероисповедания;

7. свобода мысли, слова.

Гражданин обладает политическими правами и свободами:

1. право (свобода) собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование;

2. право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Социально-экономические и культурные права и свободы:

1.права на свободную экономическую деятельность;

2. право частной собственности;   3. право на труд;

4. право каждого на отдых;     5. право на охрану материнства и детства;

6. право на социальное обеспечение;  7. право на жилище;

8. право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

9. право на благоприятную окружающую среду;

10. право каждого на образование;

11. свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

12. закон охраняет интеллектуальную собственность;

13. право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституция определяет основные обязанности человека и гражданина: обязанность сохранять природу и окружающую среду; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия; беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; получить основное общее образование; нести военную службу.

 

17. Федеративное устройство  РФ.

Конституция РФ 1993г. устанавливает федеративное устройство России, исходя из идеи сохранения ее гос. целостности и закрепления широких прав субъектов РФ, позволяющих им самостоятельно решать вопросы их социально-экономического и государственно-правового развития, а также участия в делах гос-ва.

Принципы федеративного  устройства:

  • Национально-территориальный – в основе выделения субъекта лежит не только территория, но и народность, проживающая на ней, название которой в ходит в состав названия субъекта (Татарстан, Башкортостан и т.д.)
  • Территориальный – в основе лежат определенные параметры территории и всего населения на этой территории (без разбивки на национальности) (Москва, края, области).

Признаки РФ как федеративного гос-ва:

  • федеральная учредительная власть;
  • территориальное верховенство России;
  • федеральная правовая система;
  • система высших федеральных органов гос. власти;
  • федеральное гражданство;
  • федеральный бюджет, налоги, сборы;
  • федеральная гос. собственность;
  • единая кредитно-денежная система;
  • единые Вооруженные Силы;
  • единая внешняя политика;
  • гос. язык;
  • гос. символы – флаг, герб, гимн, столица.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"