Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

2. Республики (власть избираема) делятся на:  президентские (США, Мексика)(президент – глава правительства; полупрезидентские (РФ, Франция); смешанные (парламентарные)(Германия, Израиль) (власть принадлежит парламенту)

3. Суперпрезидентская (страны южной Америки)(огромные полномочия президента)

Форма территориального устройства - как устроено государство в территориальном плане:

1.унитарное устройство (единое) (Китай, Польша, Франция)

2. федерации (состоят из отдельных государств) бывают: договорные (США, Мексика); недоговорные (РФ, Индия, Канада)

3. конфедерации – союз государств

Политический  режим – система управления в обществе:

1. демократический(США, Западная Европа…)

2. недемократический (бывает двух типов)

1)тоталитарный режим – полное политическое, экономическое, духовное подчинения индивида государству (СССР, националистическая  Германия, Северная Корея);

2) авторитарный режим – (частичный контроль) (Чили и южная Корея  в период диктатур)

 

7. Принцип разделения  властей в государстве.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов организации гос. власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, гос. управление, правосудие, гос. контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными гос. органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа гос. власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

Конституция РФ закрепляет принцип осуществления гос. власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей «по горизонтали», о разделении властей «по вертикали» — разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы гос. власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно Конституции РФ гос. власть осуществляют:

1. Президент РФ (он является главой гос-ва, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти),

2. Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы),

3. Правительство РФ (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ),

4. Суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо Правительства РФ действуют  другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

 

8. Государство в политической  системе общества.

Политическая система  общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества.

Большое теоретическое  и практическое значение имеет определение  места государства в политической системе общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как  важнейшую составную часть этой системы, как ее особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. в отличие от других элементов политической системы государство охватывает все население, проживающее на его территории;

2. обладает монополией на правотворчество;

3. располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

4. обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения;

5. является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти.

Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций, которое сводится к следующему:

1. никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или общественную организацию;

2. партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации в установленном законом порядке;

3. деятельность партий и общественных объединений не должна ущемлять основные права и свободы граждан;

4. решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства;

5. создание организационных структур политических партий не допускается в государственных органах;

6. действия государственных органов и должностных лиц, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий, запрещены законом;

7. не допускается деятельность партий и общественных объединений, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь.

 

9. Возникновение, понятие  и признаки права.

В родовой общине или  в племени действовали правила  поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы  обычаев, нормы обычного права, которые  регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения  в родовой общине было то, что  нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

В процессе перехода от первобытности  к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:

1. санкционированные  государством первобытные обычаи, превращение в нормы права  и охраняемые государством от  нарушений.

2. юридический прецедент,  которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

3. издание государством  нормативных актов, содержащим  нормы права. 

Право - система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право характеризуется  следующими признаками:

1. Общеобязательное исполнение

  1. Установление и гарантированность государством
  2. Формальность – закреплено в тексте закона, постановления, указа и т.д.
  3. Нормативность – состоит из множества норм
  4. Системность – единая и согласованная система норм
  5. Многократность применения

 

10. Правовые отношения.

Правовые отношения (ПО) – это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными связанными между собой правами и юридическими обязанностями. Правовые отношения – это своеобразная форма или даже модель фактических общественных отношений.

Правоотношения можно  охарактеризовать по его составу:

субъекты ПО. – граждане (физ. лица), должностные лица, органы, учреждения, организации;

содержание ПО, которое составляют субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношений;

объекты ПО. – фактические действия (поступки) сторон, на которые направлено содержание ПО и с проведением которых ПО прекращается.

Понятия относящиеся к любым ПО:

правосубъективность (признаваемая гос-вом чья-либо собственность, выступающая в качестве носителя субъективных прав,  юридических обязанностей и стороны правового отношения);

правовой статус (составляющая правосубъективности, вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права);

правоспособность (способность объекта быть носителем прав и обязанностей в конкретных пр.от.);

дееспособность (способность физ. лица своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и обязанности).

 

11. Классификация правовых  норм.

Норма права состоит  из следующих элементов:

1. Гипотеза – элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется норма права.

2. Диспозиция – элемент  нормы права, который содержит  само правило поведения

3. Санкции – элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей.

По характеру  предписывающего поведения

  1. Уполномачивающие; (право на образование)
  2. Обязывающие; (обязанность платить налоги)

3. Запрещающие правовые  нормы; (запрет убивать)

По категории  предписания

  1. Императивные, содержащие властные предписания;
  2. Диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения;
  3. Поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения;

В зависимости  от цели:

  1. Регулятивные;  2. Охранительные;

От предмета регулирования (отрасли к которой  принадлежат)

  1. конституционные  2. уголовно правовые
  2. административные  4. гражданско-правовые

5.  трудовые и др.

от субъекта создавшего:

  1. нормы Конституции
  2. нормы Законов
  3. нормы подзаконных актов
  4. делегированные нормы права (изданы органом местного самоуправления)

по степени  определенности

  1. Абсолютно определенные – единственный вариант поведение;
  2. Относительно определенные – ряд вариантов поведения;

по способу  изложения

1. прямой способ изложения – в одной статье все три элемента нормы права

2. отсылочный – имеется  ссылка к другой норме права

по времени  действия

1. постоянные – действуют  пока их не отменят или примут  новые

2. временные – действуют строго определенный промежуток времени.

По кругу лиц:

  1. Общие нормы права – распространяются на всех
  2. Специальные нормы права – на определенную категорию лиц.

В зависимости  от сферы действия:

  1. Общефедеральные;  2. Республиканские;

3. Местные;   4. Локальные;

 

12. Обратная сила закона

Обратная сила закона - распространение действия закона на отношения, возникшие до его вступления в силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, но в ряде случаев допускается придание закону обратной силы.

В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь..

В соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр., в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие.

Напр., уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"