Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Теория государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Мои_шпоры.doc

— 609.00 Кб (Скачать документ)

 

52. Суды и статус судей  в РФ.

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

В судебную систему России входят суды следующих уровней:

  • федеральные суды — Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правам
  • суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи.

По специализации  суды делятся на:

  • конституционные и уставные - рассматривают соответствие законодательства Конституции РФ и конституциям (уставам) субъектов Федерации;
  • суды общей юрисдикции - рассматривают административные, гражданские и уголовные дела, а также иные дела, отнесенные законом к их компетенции;
  • арбитражные суды - рассматривают споры в сфере экономической и иной хозяйственной деятельности;
  • Суд по интеллектуальным правам - являясь частью системы арбитражных судов, рассматривает споры об установлении права и его защите (аналогичен патентным судам иностранных государств).

Судебную систему  РФ составляют суды трех звеньев:

  • суды высшей инстанции - Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд;
  • суды второй инстанции - федеральные суды субъектов РФ (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа), окружные (флотские) военные суды, федеральные арбитражные суды округов и апелляционные арбитражные суды (последние два - это суды третьей и второй инстанции соответственно);
  • суды первой инстанции - федеральные городские и районные суды, мировые судьи, гарнизонные военные суды, арбитражные суды субъектов Федерации;
  • конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не имеют инстанционности и не подчинены Конституционному суду РФ.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом «О судебной системе РФ» все судьи в  РФ обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции и законам РФ.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы, не означает изменения его статуса относительно других судей. Вместе с тем, единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов РФ, о чем шла речь в соответствующих разделах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда РФ, военных судов, а также судов субъектов РФ.

 

53. Стадии уголовного процесса. Возбуждение уголовного дела.

Деятельность уполномоченных государством органов по решению  задач уголовного судопроизводства осуществляется в определенной последовательности и может быть разделена на определенные части, или этапы, которые принято именовать стадиями уголовного процесса.

Уголовный процесс состоит  из шести основных стадий и двух исключительных.

Основные стадии:

1. Возбуждение уголовного  дела.

2. Предварительное расследование  (дознание и предварительное следствие).

3. Предание суду.

4. Судебное разбирательство.

5. Кассационное производство. (пересмотр дела вышестоящим судом в связи с жалобой участника процесса)

6. Исполнение приговора.

Возбуждение уголовного дела.

Начинается с момента  поступления в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд, указанного в законе в качестве повода к возбуждению уголовного дела, заявления или сообщения о преступлении либо непосредственного обнаружения признаков преступления, а также явка с повинной (смягчающая последующее наказание).

Такого рода заявления  или сообщения, а равно и непосредственное обнаружение признаков преступления являются юридическими фактами, порождающими уголовно-процессуальные отношения. С  их наличием связано возникновение  уголовного процесса вообще и начала первой его стадии — возбуждения уголовного дела в частности.

В данной стадии процесса компетентные органы в специфической  процессуальной форме с помощью  предусмотренных процессуальных средств (получение объяснений, истребование материалов, производства осмотров и т. д.) выясняют наличие в событиях признаков преступления.

Стадия возбуждения  уголовного дела заканчивается вынесением постановления о возбуждении  уголовного дела или постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела. В последнем случае уголовный процесс не находит продолжения.

В случае возбуждения  дела уголовный процесс переходит  в следующую стадию.

 

54. Производство в суде второй инстанции (кассационное и апелляционное).

Производство в суде второй инстанции — урегулированная  законом деятельность по обжалованию и опротестованию не вступивших в законную силу судебных решений (приговоров, определений, постановлений).

В соответствии с требованиями УПК судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном или кассационном порядке. Это обжалование и составляет производство во второй инстанции. Сроки этого обжалования — 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Целью производства по уголовному делу во второй инстанции является проверка законности, обоснованности и справедливости приговора и иного судебного решения.

В зависимости от судебного  звена, рассматривающего уголовное  дело по первой инстанции, производство в суде второй инстанции возможно двух видов: в кассационном и апелляционном порядке.

В апелляционном порядке  рассматриваются жалобы и представления  на не вступившие в законную силу приговоры  и постановления, вынесенные мировыми судьями.

В кассационном порядке  рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением судебных решений.

Пределы полномочий второй инстанции: Суд, рассматривающий уголовное  дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения. При этом суд проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано. Если при рассмотрении уголовного дела будут установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения

При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд  вправе смягчить осужденному наказание  или применить уголовный закон  о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.

Не подлежат обжалованию  в апелляционном или кассационном порядке определения или постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства: 1) о порядке исследования доказательств; 2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства; 3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений или постановлений о наложении денежного взыскания.

 

55. Понятие современного  международного права и его функции.

Современное международное право - совокупность и система международно-правовых норм (конвенционных и обычных), которая сложилась, действует и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН.

МП запрещает применение силы (вооруженной) и угрозу силой в межгосударственных отношениях, предусматривает, что высшая цель организованного сообщества государств в лице Организации Объединенных Наций — поддерживать международный мир и безопасность, принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального,  культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения прав и основных свобод человека.

Устав ООН определил  общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами.

Объектом МП является то,  на что направлено его действие,  а именно межгосударственные отношения, регулируемые нормами МП.     Отношения субъектов,  неурегулированные международным  правом,  его объектом не являются.

Предмет МП - все то,  по поводу чего субъекты могут вступать в  эти правоотношения. Таким  предметом  могут  быть действия и воздержание от действий (например,  договор о сотрудничестве или о ненападении), материальные или нематериальные блага.

Субъекты МП - участники международных отношений,  обладающие международными правами  и обязанностями и осуществляющие и имеющие их в рамках и на основе международного права. 

Функции МП   -  основные  направления  его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.  К ним относятся:

  • координирующая  - главная функция МП - с помощью норм МП государства устанавливают  стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;
  • регулирующая   - проявляется в принятии государствами твердо установленных правил,  без которых невозможны их совместное существование и общение;
  • обеспечительная  - МП содержит нормы,  которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения,  установившимся в процессе их многолетнего общения;
  • хранительная  -  для этого задействуются механизмы,  защищающие законные интересы и права государств;
  • противодействия  - в отношении существования и появления новых отношений и институтов, противоречащим целям и принципам МП. Так, МП поста вило вне закона угрозу силой, колониализм, расизм и др.;
  • интернационализации  - расширение и углубление взаимосвязи между государствами, а в целом - упрочение международного сообщества;
  • информационно-воспитательная - передача накопленного опыта  поведения государств,  просвещение  относительно  возможностей  использования права, воспитание в духе уважения  к  праву,  формирование  международно-правового сознания и культуры.

Итак, говоря о сущности МП, необходимо заметить, что оно  существует в трех видах:    

- как формальное право - как  оно изложено в нормах;    

- как  фактическое право - как оно воплощено в реальных отношениях;    

- как  идеальное право - как идеальная модель права.

 

56. Источники и принципы  международного права.

Современное международное право -  совокупность и система международно-правовых норм (конвенционных и обычных), которая сложилась, действует и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН.

Источниками международного права являются:

Основные (первичные):

    • международный договор
    • международно-правовой обычай
    • Акты международных организаций (пример: резолюция ООН)
    • общие принципы права

Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой — нормы договоров действуют только в отношении государств—участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.

Вспомогательные (вторичные):

    • судебные решения
    • правовая доктрина

Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права — это императивные нормы международного права.

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками  принципов международного права  являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных  принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"