Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

Особенность правопорядка как специфической системы обществен-ных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. По-этому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имею-щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере дей-ствия норм морали, норм различных общественных организаций и дру-гих не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопоря-док является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

 

 

43.       Понятие правонарушения.

Правонарушение - это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.

Предложенное определение указывает на следующие существенные признаки правонарушений.

1. Правонарушения обладают  общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают  опасность такого вреда для  личности, собственности, государства,  общества

2. Правонарушения носят противоправный характер. Если общественная опасность - это внутренний признак правонарушений, то противоправность - их внешняя черта, означающая, что правонарушение - это деяние, направленное против права, совершенное вопреки ему. Общественная опасность правонарушений обусловливает их противоправность: если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается правовыми нормами. Противоправность - юридическое выражение общественной опасности деяния.

3. Правонарушения совершаются  только людьми. Правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить. Не является, поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

4. Правонарушение - это  поведение, а не образ мыслей. Поведение выражается в противоправных  действиях или бездействии. В  них и только в них проявляются,  «материализуются» общественно  опасные намерения правонарушителя.  Мысли сами по себе не могут быть четким и объективным критерием общественной опасности, противоправности и тем самым законности или незаконности поведения человека. Если определенный образ мыслей, суждения, противоречащие официальной доктрине, считаются преступлениями и преследуются, то это - свидетельство тоталитарности государства.

5. Правонарушение - это  виновное деяние. Если в поведении  человека отсутствует вина, то  его деяние правонарушением считаться  не может, хотя внешне оно  и противоречит существующему  правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).

Совершаемые в нашей  стране правонарушения крайне неоднородны. Однако все их можно разделить  на две группы: преступления и проступки.

Преступления - наиболее тяжкий вид правонарушений. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.

Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения  и не достигающие степени общественной опасности преступлений, т.е. влекущие за собой дисциплинарную или административную ответственность.

 

 

44.       Виды правонарушений.

      Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от  характера применяемых санкций за  их  совершение.

Согласно данному критерию  все  правонарушения  делятся  на  преступления  и проступки.

Определяя степень  общественной опасности, используют следующие  критерии:

1)  Значимость  регулируемого  правом  общественного   отношения,   ставшего    объектом противоправного посягательства.

      Объектами  преступных посягательств,  как   правило,  являются  наиболее важные  общественные отношения, интересы  и блага (жизнь и здоровье  человека, его честь и достоинство, безопасность государства, собственность и др.).

Посягательства  в  сферах  трудовых  отношений,  охраны  природной  среды  и  некоторых других, считаются менее  значимыми,  и,  следовательно,  признаются проступками, а не преступлениями.

2) Размер причиненного  ущерба.

      Если  этот  ущерб  значителен,  то  законодательство  признает  деяние  преступлением, иначе – проступком.

3) Способ, время и мотив  совершения правонарушения.

      4) Личность  правонарушителя.

 

 

45.       Причины правонарушений.

Причины правонарушений

Правонарушение -- это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, при-чиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответ-ственность.

Правонарушения посягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущерб политиче-ским, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений. Поскольку правонарушения вредны для об-щества, ущемляют интересы граждан и организаций, они запрещены государством.

Правонарушение характеризуется  строго определенными призна-ками, отличающими его от нарушений  неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций) \

Правонарушение -- это  такое поведение человека, которое  противоречит предписаниям норм права  и направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и  охраняются нормами права. Действие, согласованное с правом, допускаемое  правом, не может рассматриваться как правонарушение.

Противоправность  деяния может проявляться в различных  формах:

* в прямом нарушении  правового запрета;

* в неисполнении возложенных  обязанностей;

* в превышении должностных  полномочий и т. д.

Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и происходит разделение правонарушений на преступления и проступки. Преступление характеризует большая степень общественной опасности, что не исключает, однако, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

Таким образом, правонарушение - это сознательный волевой акт  общественно опасного противоправного  поведения.

Административный проступок причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией -- непосредственному объекту проступка. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения. Так, в ст. 28 КоАП РБ говорится о конфискации предмета, явившегося «непосредственным объектом административного правонарушения».

Объективная сторона  проступка -- это система предусмотренных  нормами административного права  признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние (хищение, торговля, хранение, уклонение и т. п.), разновидностями деяния могут быть действие и бездействие.

Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжаемых проступках. Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Начальным моментом проступка является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение правового запрета, или длительное невыполнение обязанности (сокрытие прибыли, неявка в военкомат и т. д.). Оно оканчивается фактически -- прекращением нарушения или юридически -- привлечением виновного к ответственности. Значит, если неправомерное бездействие не прекращается, нарушение считается повторным.

Хищение, нарушение правил дорожного движения, браконьерство и другие нарушения квалифицируются как проступок или как преступление в зависимости от причиненного ущерба, т. е. размер вреда иногда обусловливает применение административных либо уголовных санкций, а поэтому прямо или косвенно вводится в состав признаков проступка.

Субъективная сторона  проступка -- это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение  лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности (ст. 10--11 КоАП РБ). Чаще всего иных признаков субъективной стороны законодатель не называет.

Главное отличие состава  проступка от состава административного  нарушения в том, что в последнем  нет признаков субъективной стороны, в нем не четыре, а три стороны.

 

 

46.       Дискуссия о понятии юридической ответственности.

Многообразие подходов к пониманию юридической ответственности 

Итак, существуют различные  концепции юридической ответственности.

 

Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отвечать (или дать отчет) за свои противоправные действия, другие — обязанность претерпевать определенные лишения.То есть, ответственность определяется через категорию «обязанность».

Другие исследователи  определяют юридическую ответственность  как — реализацию санкции.Однако, данное определение верно только для имущественной ответственности, где соответствующие обязанности правонарушителя возникают (на основе санкций) из факта правонарушения и могут быть выполнены добровольно. Но оно не подходит для уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, где применению санкции (и тем более ее реализации) предшествует официальное обвинение определенного лица в совершении правонарушения и исследование обстоятельств дела управомоченными на то государственными органами и должностными лицами.

Определяли юридическую  ответственность и как применение или возложение мер государственно-принудительного  характера, также — сами меры государственного принуждения или реакцию государства  на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения.Правовая ответственность имеет внешний по отношению к правонарушителю государственно-принудительный характер.

Получается, что ответственность  и наказание — одно и то же. Подобное отождествление недопустимо.

Еще одна группа исследователей определяет юридическую ответственность как способность субъекта отдавать отчет за свое противоправное деяние и претерпевать меры принудительного воздействия, иначе: «юридическая ответственность есть необходимость держать ответ за неисполнение правовой обязанности, существовавшей в том же правоотношении или вне его; необходимость, которая возникает и прекращается вследствие наступления определенных юридических фактов».

 

В юридической литературе авторы, в целом, едины в определении  целей юридической ответственности.

Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности.

 

Общими целями юридической  ответственности являются:

1) создание упорядоченного  состояния общественных отношений,  их урегулированности; 

2) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения  граждан, снижение уровня правонарушаемости;

3) воспитание активной  гражданской позиции, формирование  уважительного отношения к закону  и вытеснение из сознания граждан  правового нигилизма; 

4) наказание правонарушителей;

5) восстановление общественных  отношений.

 

 

47.       Признаки юридической ответственности. 

Современная учебная  литература дает следующий перечень признаков юридической ответственности:   

юридическая ответственность  предполагает государственное принуждение;    

это не принуждение вообще, а мера такого принуждения, четко очерченный его объем;  

 правовая ответственность  связана с правонарушением, следует  за ним и обращена на правонарушителя;     

ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;    

характер и объем  лишений установлены в санкции  правовой нормы;    

возложение лишений, применение государственно-принудительных мер  осуществляется в ходе правоприменительной  деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах;

В отечественной литературе уже длительное время ведется  дискуссия о трех основных признаках  правовой ответственности. Это наличие  государственного принуждения, общественное и государственное осуждение правонарушения и его субъекта, а также наличие неблагоприятных для правонарушителя последствий личного или имущественного характера. Именно эти три признака, по мнению многих правоведов, являются основополагающими и потому заслуживают самого пристального внимания и глубокого освещения как в специальной литературе, так и в данной курсовой работе.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"