Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

      Установление  фактической основы дела.

     Применение права связано с конкретными жизненными  обстоятельствами, образующими в своей совокупности  фактическую основу  разрешаемого  дела. Поэтому процесс применения  права всегда  начинается  с установления   и исследования фактических обстоятельств  дела,  являющихся  его  фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.

      В ходе  этой стадии устанавливаются  и исследуются  только  те  факты  и обстоятельства, которые  предусмотрены нормой  права   и  являются  юридически значимыми –  правомерными  или  неправомерными,  поскольку  право  не  может

применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

      Установление  и  анализ  фактических  обстоятельств,   необходимых   в дальнейшем  для  разрешения  дела,  осуществляются  не   любыми   доступными средствами, а  при  помощи  юридических  доказательств,  фактов  (предметов, показаний свидетелей и очевидцев,  документов,  заключений  сведущих  лиц  и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке.

      Всестороннее  и   полное   исследование   фактических   обстоятельств,  собранных в соответствии  с   требованиями  закона,  способствует  достижению объективной истины  по делу и правильному принятию  решения.

      Зачистую  в законе указывается, какие  источники сведений  и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве  доказательств по делу  (например,  в уголовном-процессуальном  и   гражданско-процессуальном законодательстве).

      В результате  исследования фактических  обстоятельств  по  делу  должна быть  установлена  объективная  истина.  Это  руководящее  начало,   принцип деятельности  органов,  применяющих  правовые   нормы,   цель   исследования

обстоятельств дела. Требования достижения истины по делу означает,  что  его решение должно основываться на достоверных, прверенных и доказанных  фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все  обстоятельства

дела. Истину по делу составляет не только  установление  достоверности  всех фактических   обстоятельств   дела,   но    также    соответствие    выводов правоприменительного органа нормам права,  то  есть  правильная  юридическая

оценка  установленных  фактов.  Одни  достоверные  факты  без  раскрытия  их юридического значения не составляют  полной  истины  по  делу.  Соответствие свойств  факта  и  признаков,  зафиксированных  в  правовой   норме,   носит достоверный характер и входит в понятие объективной  истины  по  делу.  Если правоприменительный    орган     установит     достоверность     фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об  их  юридическом  значении,  об истинности такого решения говорить нельзя.

 

 

32.       Индивидуальные правовые акты: понятие  и виды.

Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

 

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым  средством реализации общих предписаний  правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Признаки индивидуальных правовых актов:

1. Индивидуальные правовые  акты имеют ненормативный характер.

2. Они носят ярко  выраженный волевой характер.

3. Они направлены на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованы персонально определенным субъектам.

4. С их помощью происходит  установление, изменение или прекращение  юридических прав и обязанностей  участников общественных отношений в индивидуальном порядке.

5. Индивидуальные правовые  акты органически дополняют нормативные  правовые акты. Дополнение осуществляется  в двух формах:

а) дополнительно к  нормативному акту и на его основе принимается индивидуальный правовой акт;

б) дополнение осуществляется посредством правоприменительной конкретизации.

6. Индивидуальные правовые  акты являются основным средством  индивидуального правового регулирования

 

Данные признаки присущи  всем индивидуальным актам. Отдельные  виды индивидуальных актов могут обладать и дополнительными признаками.

 

Большинство индивидуальных актов – это акты–документы, под которыми понимаются имеющие  ненормативный характер акты, в которых  получают объективированное выражение  индивидуальные веления, направленные на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и адресованные персонально определенным субъектам.

Правовые акты делятся  на акты–действия и акты–документы. Эта классификация применима  и к индивидуальным правовым актам.

 

К первому виду относятся односторонние правомерные действия, независящие от волеизъявления других лиц, влекущие правовые последствия и не требующие оформления акта–документа.

 

Индивидуальные правовые акты–документы их месту и роли в правовом регулировании в свою очередь подразделяются на следующие виды: односторонние автономные акты; индивидуальные договоры; правоприменительные акты; акты казуального толкования.

 

 

 

33.        Реализация норм права при  пробелах в объективном праве.

Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. В настоящее время, например, все настойчивее заявляет о себе необходимость принятия новых нормативно-правовых решений, порожденная динамикой общественной жизни, потребностями общественного развития (рыночные отношения, экологическая безопасность и т.д.).

Обычно необходимость  восполнения пробелов в праве  обосновывается средствами массовой информации, в научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения и других формах, а их ликвидация - дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле.

Кроме того, в юриспруденции  используется понятие пробела в  праве в собственно юридическом  смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в  сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено неполностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует.

В условиях законности наличие  пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.

Чем меньше пробелов в  законодательстве, тем оно совершеннее, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях  и неизбежны. Право после возникновения  государства создается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильного и всестороннего регулирования основных вопросов общественной жизни. В этот период государственным органам зачастую приходится решать дела без соответствующих норм. Так, в первые годы советской власти пробелы в праве были особенно значительны. Однако даже в развитой системе законодательства не исключается возможность наличия пробелов.

При обнаружении  пробела самое правильное - найти норму, которая регулирует наиболее близкое родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с ее предписаниями. Решение дела на основании наиболее близкой по содержанию нормы, то есть применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой случаям, называется аналогией закона. Так, если в вещи, полученной как выигрыш по лотерее, обнаружены недостатки, то порядок их устранения определяется по аналогии с нормами, регулирующими порядок устранения недостатков вещи, которая куплена в магазине (договор купли-продажи).

Если же при наличии пробела аналогичной нормы не обнаружено, то применяется аналогия права, т.е. применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов правового регулирования отрасли права или правового института. Аналогия права применяется лишь там, где невозможно подобрать близкую, аналогичную норму. При этом следует помнить, что в правовой системе аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

При применении аналогии закона следует найти самую близкую по своим основным признакам норму из всех, имеющихся в правовой системе, и решать дело в ее рамках. Особое значение имеет учет других, близких по содержанию норм, общих положений и принципов соответствующего института и отрасли права. Орган, применяющий аналогию права, должен основывать свое решение, в первую очередь, на общих положениях нормативных актов, определяющих цели и назначение всего комплекса норм, на принципах, сформулированных в преамбуле, в общей части акта.

Применение  аналогии - это не восполнение пробела в праве, так как в результате такого применения пробел не ликвидируется. Восполнение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правоприменительных органов.

 

 

34.       Реализация норм права при  коллизиях в объективном праве.

Юридическая коллизия (лат. collisio — столкновение) — расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. В международном частном праве рассматриваются как противоречие между гражданскими нормами различных государств. В теории государства и права рассматривается гораздо шире (см. классификация юридических коллизий). Коллизия должна обладать двумя обязательными признаками: автономностью и столкновением.

Классификация коллизий

1. По основанию времени  действия можно выделить темпоральные  коллизии.

2. По основанию пространства: международные, между международным  и национальным правом, в национальном  праве. По тому же основанию  в национальном праве — между нормативно-правовыми актами в унитарных государствах, между федеральным правом и правом субъектов федерации в федеративных государства, между государственным и муниципальным правом).

3. По основанию юридической  силы.

4. По основанию отрасли  права.

5. По специализации акта.

6. По компетенции государственных  или муниципальных органов власти, их должностных лиц.

7. Между нормами права  и актами толкования.

8. Некоторые учёные  выделяют коллизии между нормами  права и нормами морали, религии.

Второй вариант классификации:

1. Между положениями  вступившего в силу для Российской  Федерации международного договора  и национального права (например, между содержащимися в международных  соглашениях по вопросам налогообложения  и в российском налоговом праве).

2. Между нормами федеральных законов и актов субъектов РФ (например, между содержащимися в федеральном законе и законе субъекта РФ).

3. Между нормами, содержащимися  в актах различной юридической  силы (например, в федеральном законе  и указе Президента РФ).

4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм (например, Гражданского кодекса РФ и Трудового кодекса РФ).

5. Между общими и  специальными нормами (например, между нормами Гражданского кодекса  РФ и нормами ФЗ «О банках  и банковской деятельности»).

6. Между ранее действующей  нормой и нормой, принятой позднее,  которые содержатся в актах  одного уровня (например, при вступлении  в силу нового закона без  отмены ранее действующего закона, регулирующего этот вопрос).

7. Между нормами частного и публичного права (например, между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Бюджетного кодекса РФ).

8. Между нормами различных  отраслей права (например, гражданского  и бюджетного права).

9. Между нормами подзаконных  актов организаций, не находящихся в подчинении друг у друга (например, Федеральной налоговой службы и Банка России).

10. Между общеправовыми  принципами и нормами права,  закрепляющими иные принципы  права, либо представительно-обязывающими  нормами (то есть нормами, закрепляющими  права и обязанности).

11. Между нормами права,  закрепляющими иные принципы  права (то есть не относящиеся  к числу общеправовых), и представительно-обязывающими  нормами.

12. Между положениями  одного акта (например, содержащими  в различных главах Гражданского  кодекса РФ).

Пробел в  правеПробел в праве представляет собой полное или частичное отсутствие правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки спора, возникшего или способного возникнуть в такой сфере общественных отношений, которая входит или должна входить в сферу правового воздействия (в силу действующих в обществе экономических, социальных, политических и др. отношений).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"