Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

2) консолидация - форма систематизации путем  объединения нормативных актов  без изменения их содержания  в единый акт, где каждый  из актов теряет свое самостоятельное  юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи- мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации,

3) кодификация  - форма систематизации путем  объединения нормативных актов  в единый, логически цельный акт  с изменением их содержания. В  процессе кодификации устраняются  устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы, во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

 

 

 

27.       Действие норм права во времени.

Действие правовой нормы  во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

 

Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Действие во времени: 1) вступление акта в силу;

Способы вступления в силу: а) в акте указана дата, с которой акт вступает в силу;

                                                 б) в акте указаны иные обстоятельства, с которыми связывается его  вступление в силу (с момента подписания, с момента опубликования);

в) общий порядок;

Законы РФ и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов  власти вступают в силу на всей территории государства по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в  силу на всей территории государства  по истечении 7 дней со дня их официального опубликования, если в тексте не указано  иное.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных  органов определяется ими самостоятельно.

2) прекращение действия;

Способы прекращения действия: а) истечение срока;

                                                         б) объявление об утрате юридической  силы (безусловная отмена);

в) принятие нового акта равной или  большей юридической силы, регулирующего  тот же круг общественных отношений (условная отмена);

г) устаревание акта, в связи  с исчезновением отношений, которые  он был призван регулировать;

д) признание акта не конституционным  и вследствие этого юридически ничтожным  по решению Конституционного  суда;

3) обратная сила закона – это сумма принципов, определяющая возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.

По общему правилу нормативно-правовые акты распространяют свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу, т.е. обратной силы они не имеют. Это означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания.

Обратная сила означает то, что нормативный акт распространяется на все случаи и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше.

Исключения из общего правила: - самим актом устанавливается его обратная сила;

                                                       - если уголовный закон или административный акт смягчают ответственность или вообще ее устраняют;

Переживание закона, т.е. когда закон, утративший силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

 

 

28.       Действие юридических норм в пространстве и по кругу лиц.

Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

 

Действие нормативно-правового  акта в пространстве связывается с их распространением на территорию государства, которая в себя включает:

- часть суши с внутренним  водным пространством в пределах  границ государства;

- внутренние территориальные  воды в пределах 12 морских миль;

- воздушные и морские  суда военного и гражданского  флота, находящиеся под флагом  и гербом государства;

- космические объекты,  находящиеся под флагом и гербом  государства;

- квазитерритории (посольства  и консульства);

Действие нормативно-правового акта в пространстве также зависит от юридической силы акта и иных характеристик (компетенция правотворческого органа) (например, Конституция РФ распространяет свое действие на всю территорию РФ, а Устав Омской области – только на территорию Омской области).

 

Действие нормативно-правового  акта по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех лиц в рамках территориальной сферы того или иного акта. Но из этого правила есть исключения.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц зависит также от:

- профессиональной принадлежности;

- пола;

- принадлежности к  государству;

- возраста;

- иных оснований (инвалидность, беременность, нетрудоспособность  и др.);

 

 

29.       Формы реализации норм права.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Реализация норм права  есть воплощение их предписаний в  поведении людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации).

1. Осуществление (использование)  прав выражается в реализации  возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. Особенность данной формы реализации состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права.

2. Исполнение обязанностей  выражается в обязательном совершении  активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права.

3. Соблюдение обязанностей  выражается в воздержании от  совершения действий, запрещенных  юридическими нормами. Суть этой  формы реализации норм права  состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения соблюдение обязанностей носит пассивный характер, так как юридические обязанности при этом реализуются посредством воздержания от определенных действий. В первом случае граждане должны активно действовать, чтобы реализовать норму права, а во втором, наоборот, не совершать запрещенных действий.

Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. Этот вопрос требует специального и более внимательного рассмотрения.

 

 

30.       Понятие применения норм права.

   «Применение   права  –  это  деятельность   компетентных   органов   по  реализации   правовых   норм   путем   вынесения    индивидуально-конкретных предписаний».  Применение   права   представляет   собой   особую   форму реализации права. Особую,  потому  что  она  дополняет  три  основных  формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме:

 Правоприменительная   деятельность  необходима  в   тех  случаях,  когда полная   реализация   правовой   нормы   не   возможна   при   использовании  непосредственных норм реализации  права,  то  есть  не  срабатывает   механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи  можно  сгруппировать  в  несколько больших групп:

      - когда  правоотношения, определенные права   и  обязанности  не  могут   возникнуть  у  конкретных  физических  или  юридических   лиц   без  вмешательства  государства в лице  компетентных  органов  (например,  назначение пенсии или призыв на военную службу).

      -  когда   нужно  установить   наличие   или   отсутствие   конкретных  юридических фактов  или  официально  зарегистрировать  определенные  юридические действия  (например,  признание  человека  умершим  или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).

      -  когда   правовой   спор   не   может   быть   разрешен   субъектами   правоотношения самостоятельно  из-за конфликта интересов  (например,  защита  чести  и  достоинства  гражданина,  раздел  имущества   при   разводе).

      -  когда   совершено  правонарушение  и   необходимо   определить   для  правонарушителя вид и меру  юридической  ответственности  (например,  наложить штраф или  определить меру уголовного наказания).

 

 

31.       Стадии применения норм права.

Основные стадии процесса применения права.

      Применение  права – единый и вместе  с тем сложный процесс,  имеющий начало и окончание. Он состоит из  нескольких  логически связанных друг  с другом  стадий,  в  рамках  каждой   из   которых   разрешаются   конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

      В юридической  литературе  нет  единства  мнений  о  количестве  стадий  правоприменения.

      Наиболее  типичными признаются следующие:

      . Установление  и исследование фактических обстоятельств  дела. Установление юридической  основы дела (выбор и анализ  нормы права  с    точки  зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени,  в     пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права)

      . Принятие  решения (издание индивидуального  акта)

      . Доведение  содержания принятого решения  до сведения заинтересованных  гос и общественных органов  и должностных лиц

 

      Иногда    выделяются    и    рассматриваются    лишь    три     стадии правоприменительной деятельности.   А   именно:   установление   и   анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого  дела;  определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела;  принятие  решения  и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

      Разумеется, дело заключается не в количестве  выделяемых ступеней,  или стадий  правоприменительного процесса, а  в их  сути,  в  их  содержании.  Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается  на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глубокого и  разностороннего познания и совершенствования правоприменительного процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"