Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Содержание

1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59

Работа состоит из  1 файл

ТГПшп.doc

— 784.00 Кб (Скачать документ)

Правовой конфликт представляет собой конфликтное юридическое  отношение + конфликтные действия сторон (противоборство).

Т.о., прав. конфликт –  противоборство субъектов права  с противоречивыми прав. интересами, возникшее в связи с применением, изменением, нарушением либо толкованием права.

Прав. конфликтология развивается, потому что есть экономические, социальные предпосылки (рыночная экономика, имущественное  расслоение).

Право – одних из важнейших  инструментов разрешения конфликтов.

 

34. Понятие и признаки права

 

Слово «право» — многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов  и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью  этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный  с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и  отраслей. Это так называемое объективное  право (конституция, законы, подзаконные  акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения — право  именно в этом, последнем, смысле. В  рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально  определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — социальный институт, имеющий  свою собственную природу. Специфика  права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1)  право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли  и сознания людей, но не любой  воли, а прежде всего государственно  выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2)  общеобязательность, в чем  воплощается суверенитет государства,  значащий, что выше официальной,  публичной власти в обществе  никого нет и быть не может  и что все принимаемые нормы  права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3)  нормативность права заключается  в том, что оно прежде всего  состоит из норм, т.е. общих  правил поведения, регулирующих  значительный круг общественных  отношений;

4) связь с государством состоит  в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права  заключается в том, что нормы  права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется  в том, что оно представляет  собой не механическую совокупность  юридических норм, а внутренне  согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих  от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

 

35. Основные правовые учения.

 

Современной правовой науке  известны следующие основные концепции  права:

1. С т.з. нормативистской  концепции (Г. Кельзен) право  есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. Право - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Здесь право отождествляется с писаным законом.

2. Социологическая концепция  права основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию, т.е. конкретные правовые отношения, массовое правосознание и т. п.

3. С позиций нравственной  школы (естественно-правовой) право  рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право - не тексты закона, а правосознание. Право является отражением разумных, правильных идей и представлений человека.

4. С т.з. марксистской  теории, государство  и право возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственным законам. Развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение племен, отделению ремесла от земледелия, появление торговцев (купцов), послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых). Государство и право существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть.

В любом случае, право  не существует вне определенных форм его внешнего выражения — закона.

 

36. Естественное  право и позитивное право.

 

Идеи естественного  права были выдвинуты уже в  античную эпоху (Сократ, Платон и др.). Ест. право – это учение об не зависящем от государства праве, вытекающем из факта рождения и природы человека. Оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека

Понятия естественного  права включает в себя представления  о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого гос-ва. К ним относят свободу, равенство, семью, собственность, безопасность и  др. Основная идея заключается в том, что человек рожден свободным.

Позитивное право создается  гос-вом и основывается на требованиях ест. права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и гос-ва).

Позитивное право –  это официально признанное, действующее в том или ином гос-ве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах ГВ, в том числе в санкционируемых ею обычаях.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления ест. и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

Следует иметь в виду, что само естественное право как  нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в юрид. смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т. е. ближайшую и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов ест. права принадлежит основанному на нем позитивному или собственно юр. праву.

 

37. Правовой нигилизм  и правовой идеализм

 

Проблема правового  нигилизма и правового идеализма  в учебной литературе по теории государства  и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также  в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

Современное российское общество характеризуется множеством Различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового Нигилизма, а с другой — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разновекторные и несовместимые, Мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину Юридического бескультурья.

Правовой нигилизм может  выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное  явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

во-первых, его подчеркнуто  демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный  характер, что обоснованно квалифицируется  общественным мнением как беспредел  или запредельность;

во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления — от криминальных до легальных (легитимных), от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особая степень  разрушительности, оппозиционная и  популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом — более широким течением, захлестнувшим  в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование  права, то правовой идеализм — его  переоценку, идеализацию. Оба эти  явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается  в глаза (во всяком случае, о нем  почти не говорят, он не «на слуху»), явление это причиняет такой  же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям. Осознается это, как правило, «потом», когда итог становится очевиден. Вот почему, борясь с правовым нигилизмом, не следует впадать в другую крайность — правовой фетишизм, волюнтаризм, идеализм.

 

38. Преемственность  в праве.

 

Правопреемственность  имеет 2 аспекта: внутренняя и внешняя  заданность прав. развития. Внутренний аспект правопреемственности – это  связь между разными этапами  развития нац. прав. системы отдельного государства, внешний аспект – восприятие нац. прав. системой зарубежного прав. опыта.

Основания: 1. общественные отношения; 2. человек как главный  адресат прав. норм; 3. связь между  правом и государством.

Проявления преемственности  в праве: 1. Наличие одинаковых прав. норм, отраслей права в разных прав. системах. 2. Единообразные правила з/д техники (кодексы делятся на общую и особенную части). 3. Рецепция римского права – восприятие рим. права в совр. условиях многими западными странами. 4. Одинаковые способы прав. регулирования – дозволение, запрет, позитивное обязывание. 5. Одинаковые формы реализации права. 6. Сближение м/н и внутригос. права. 7. Человеческая природа (биология, генетика).

 

39. Принципы права

 

Принципы права —  это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"