Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Содержание

1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59

Работа состоит из  1 файл

ТГПшп.doc

— 784.00 Кб (Скачать документ)

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется  право. Принципы — это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах.

В зависимости от сферы  распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят  такие принципы, как:

1) справедливость, которая  означает соответствие между  ролью лица в обществе и  его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием  и воздаянием, между заслуженным  поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.

2) юридическое равенство  граждан перед законом и судом,  провозглашающее равный правовой  статус всех субъектов и нашедший  свое воплощение в ст. 19 Конституции  РФ

3)  гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны  быть закреплены механизмы и  институты представительного и  непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5)  единство прав  и обязанностей, которое выражается  в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность.

6) федерализм, присущий  только тем правовым системам, которые существуют в федеративных  государствах. Он означает, что в  данном обществе действуют две  системы законодательства — общефедеральная  и региональная;

7) законность — система  требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно.

8)  сочетание убеждения  и принуждения — универсальные  методы социального управления, которые свойственны различным  регуляторам, особенно праву. 

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют  наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие  в рамках только одной отрасли  права, называются отраслевыми. К ним  относятся: в гражданском праве  — принцип равенства сторон в  имущественных отношениях; в уголовном  праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют  в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

 

40. Функции права

 

С помощью понятия  «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его  динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди  них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в  своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая  определенную идеологию, оказывает  специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает  способом связи между субъектом  и объектом управления, специфическим  «посредником» между законодателем  и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом  уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и  охранительную функции.

Регулятивная функция  имеет первичное значение, носит  творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция  реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет  вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.

Формами осуществления  охранительной функции права  выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры  их реализации.

Регулятивная и охранительная  функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад ц упорядочение социальных связей.

Таким образом, право  осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных  направлениях и с помощью разного  рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

 

41. Право и  закон

 

Вопрос о соотношении  права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон —значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права  строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под  правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права — «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании  права становится очевидным, что  его содержание создается обществом  и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение  его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон — государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства).

Разграничение права и закона имеет  большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.

 

42. Субъекты права

 

Субъектами права являются индивиды или организации, которые  на основании юридических норм могут  быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектность есть предусмотренная  нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность  — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Субъектами права могут  быть индивиды (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации  и социальные общности (см. схему  на с. 345).

Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни.

Правовое положение  граждан России в целом характеризуется  наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность  и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права.

Правоспособность и  дееспособность граждан обычно одинаковы  по объему. Однако в ряде случаев  по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т. д. Помимо общего (конституционного) правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который определяется более конкретными законами: например, статус рабочего, военнослужащего, работника милиции, студента, пенсионера и т. д. Сейчас нуждается в тщательной законодательной проработке статус беженца, иностранного рабочего, безработного и др., что диктуется новыми реалиями российской жизни.

К субъектам права  относятся государственные и  негосударственные организации, государство  в целом.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на три группы:

1) органы государства,  выполняющие функции управления  и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;

2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями.

3) предприятия, занимающиеся  хозяйственной деятельностью, действующие  на праве хозяйственного ведения  (унитарные предприятия) или на  праве оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации, общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных отношениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"