Конституционно-правовые принципы правосудия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы – рассмотрение принципов правосудия, истоков правосудия и их значение.
Задачи курсовой работы:
Рассмотрение международно-правовых основ принципов правосудия.
Подробный анализ характерных черт принципов правосудия, а именно:
Принципа законности
Осуществления правосудия только судом
Независимости, несменяемости и неприкосновенности судей
Обеспечения прав граждан на судебную защиту
Гарантий подсудности
Права на юридическую помощь
Презумпции невиновности
Состязательности и равноправия сторон
Открытого разбирательства дел во всех судах

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Система конституционно-правовых принципов правосудия
1.1. Понятие, сущность и признаки правосудия………………………стр.5
1.2. Принципы правосудия ……………………………………………..стр.7
Глава 2.Содержание и характерные черты правосудия в России
2.1. Законность…………………………………………………………стр.10
2.2. Осуществление правосудия только судом………………………стр.14
2.3. Независимость судей……………………………………………...стр.17
2.4. Обеспечение прав граждан на судебную защиту……………….стр.25
2.5. Гарантии подсудности……………………………………………стр.28
2.6. Право на юридическую помощь…………………………………стр.31
2.7. Презумпция невиновности……………………………………….стр.34
2.8. Состязательность и равноправие сторон………………………...стр.36
2.9. Открытое разбирательство дел во всех судах …………………..стр.39
Заключение…………………………………………………………………..стр.42
Список использованных источников……………………………………....стр.43

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ сказано: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Такими  наиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет  по ликвидации расовой дискриминации  и Комитет против пыток. Все они  образованы и действуют под руководством ООН на основании положений Устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В связи  с тем, что Российская Федерация  вступила в Совет Европы, то круг международных органов, где российский гражданин сможет ставить вопрос о защите своих прав, станет несколько  шире. Граждане получили возможность  обращаться за защитой своих прав еще в два органа – Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.

 

 

 

 

 

 

2.5. Гарантии подсудности.

Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его  прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство  дела компетентны, независимым и  беспристрастным судом, созданным  на основании закона.[1, ст. 14]

Статья 47

  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Так как часть 1 ст. 47 Конституции  устанавливает, что никто не может  быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом, то определение законом такого суда и судьи называется подсудностью. Гарантия подсудности в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

Рассмотрение дела «в том суде»  означает, что правосудие в России осуществляется только судами, входящими  в судебную систему, установленную  Конституцией и Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов  за пределами судебной системы не допускается. Не допускается также  произвольное изменение подсудности. Право на законного судью означает также, что суд должен быть сформирован  в установленном законом порядке  и состоять из судей, отвечающих надлежащим требованиям и обладающих соответствующей  компетенцией. Условием реализации данного  принципа подсудности является знание каждым, какой суд или какой  судья должны рассматривать уголовное  или гражданское дело данного  гражданина. В качестве нарушения права гражданина, закрепленного в ч. 1 ст. 47 Конституции, может рассматриваться и необоснованный отказ суда в принятии дела к своему производству и рассмотрению, неоправданная задержка в рассмотрении дела. Эти нарушения могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Конституционный Суд РФ в постановлении  от 16 марта 1998 г. По делу о проверке ст. 44 УПК и 123 ГПК отметил, что предусмотренная этими статьями передача дела вышестоящим судом из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд не противоречит Конституции РФ, если осуществляется в рамках судебной процедуры при наличии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд. Между тем указанные статьи, предоставляя председателю вышестоящего суда полномочие по изменению установленной подсудности уголовных и гражданских дел, фактически ставят решение этого вопроса в зависимость не от выраженной в законе воли законодателя, а от субъективного усмотрения того или иного руководителя судебного органа, поскольку, в частности, не содержат каких-либо предписаний, формально определяющих круг оснований, по которым возможна передача дела из одного суда в другой. Указанные в них цели («наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела», «наиболее быстрого и правильного рассмотрения дела», «наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства»), для достижения которых предусмотрена такая передача, практически не ограничивают усмотрение правоприменителя, поскольку допускают возможность расширительного истолкования, а следовательно, и произвольного применения оспариваемых положений. Конституционный Суд РФ признал данные статьи УПК и ГПК в той мере, в какой они допускают передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального судебного акта и при отсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд, не соответствующими Конституции РФ. [16, стр. 283]

В ч. 2 ст. 47 Конституции устанавливается  право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных  заседателей. Особенностью суда присяжных  является раздельное сосуществование  в нем «судей права» (профессиональные юристы) и «судей факта» (жюри присяжных  заседателей), что обеспечивает большую  независимость судебных решений, позволяет  гражданину выбирать между судом  профессионалов и судом равных.

Суд присяжных, состоящий из рядовых  граждан, призван самостоятельно, отдельно от судьи, решать только один вопрос: о  виновности (или невиновности) подсудимого. Воплощая жизненный опыт присяжных заседателей, этот суд способен дать необходимую оценку доказательствам и личности обвиняемого.

В настоящее  время суд присяжных заседателей  функционирует лишь в девяти субъектах  Российской Федерации. Однако, согласно Конституции, любой обвиняемый имеет  право на рассмотрение его дела с  участием суда присяжных заседателей, если такое право предоставлено  ему законом. Таким образом, весьма проблематичным становится возможность  вынесения судами тех регионов, где  суд присяжных еще не введен, приговоров без предоставления подсудимому  право выбора состава суда.

 

 

 

 

 

  • Право на юридическую помощь.
  •  

    Каждый  гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную  юридическую  помощь.

    Статья 48 устанавливает следующие положения:

    1. Каждому гарантируется право получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
    2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения

    Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует  каждому право на получение квалифицированной, то есть адвокатской, юридической помощи. Этому призвана служить разветвленная  сеть ассоциаций юристов – адвокатов. Адвокаты в Российской Федерации  организованы в коллегии, руководство  которыми осуществляется Министерством  юстиции Российской Федерации. Коллегии адвокатов образуют юридические  консультации, в которых оказывают  юридическую помощь гражданам по широкому кругу вопросов. Министерство юстиции также производит лицензирование частной адвокатской деятельности, однако считается, что именно в юридических  консультациях, где работают адвокаты, успешно сдавшие специальные  экзамены, оказываю наиболее квалифицированные  юридические услуги.

    Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основе конфиденциальности, т.е. не вправе разгласить доверенные ему  сведения. В уголовном процессе адвокат выступает защитником подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного, а в гражданском — представляет интересы истца, ответчика, третьего лица. Юридическая помощь может оказываться также лицам, привлекаемым к административной ответственности.

    Помощь адвоката подлежит оплате. Но не каждый человек в состоянии  оплачивать эту помощь. Поэтому Конституция  устанавливает, что в случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно.

    Юридическая помощь особенно важна  для человека, когда его задерживают в связи с подозрением в совершении преступления. Бывает, что такие подозрения оказываются неоправданными, а следственные органы действуют, нарушая права человека. Право на защиту производно от права на свободу, так как смысл защиты состоит в достижении свободы человека.

    Право на защиту относится к числу  абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступлении. Такая природа этого права была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 марта 1996 г. По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона «О государственной тайне» и в связи с жалобами ряда граждан отметил, что  отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашение выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений ст. 21 Закона «О государственной тайне» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд постановил, что распространение положений ст. 21 Закона о государственной тайне (о допуске к государственной тайне) на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской Федерации (ст. 48, ч.3 ст. 123). [18, стр. 275]

    Выбор защитника лицом самостоятельно или по его просьбе другими  лицами – это важная гарантия обеспечения  права на защиту. Верховный Суд  последовательно признает существенным  нарушением уголовно-процессуального  закона факт необеспечения обвиняемому  возможности пригласить защитника  по своему выбору и усматривает нарушение  закона в том, что вместо избранного адвоката защиту осуществляет другой защитник.

    Гарантией права на получение квалифицированной  юридической помощи является институт обязательной защиты. Закон устанавливает  случаи обязательного назначения подозреваемому, обвиняемому защитника независимо от их просьбы, а иногда и вопреки  их желанию, хотя, при желании, обвиняемый может выбрать и оплатить труд защитника самостоятельно.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.7. Презумпция невиновности.

     

          Данный принцип нашел свое отражение в статье 49 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о следующих положениях:

    1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
    2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
    3. Неустранимые сомнения  в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

    Презумпция невиновности является объективным правовым положением. Предъявляя лицу обвинение, органы расследования  считают его виновным в совершении преступления, но его вину необходимо доказать. Законно связывает возможность  признания лица виновным с обязательным проведением судебного разбирательства  – стадии, где сосредоточены максимальные гарантии прав и законных интересов  обвиняемого и проверки доказательств  обвинения. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока в отношении него не будет вынесен обвинительный  приговор суда, вступивший в законную силу. Приговор суда вступает в законную силу по истечении срока его обжалования, если он не был обжалован.

    Данная гарантия запрещает, кому бы то ни было, обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию, ограничивать в правах, бесчестить в прессе. Формулируя эту важную гарантию, Конституция Российской Федерации подчеркивает, что вина должна быть доказана «в предусмотренном федеральным законом порядке», что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.

    Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания  лежит на прокуроре, следователе  и лице, производящем дознание. Неисполнение этих требований закона ведет к прекращению дела и оправданию подсудимого. Даже признание обвиняемым своей вины недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть принято в расчет только при условии, что подтверждено совокупностью доказательств.

    Презумпция невиновности имеет  еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются  в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или приводимое доказательство, вызывающее сомнение, которое невозможно развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные гарантии способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных.

    Информация о работе Конституционно-правовые принципы правосудия в России