Конституционно-правовые принципы правосудия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы – рассмотрение принципов правосудия, истоков правосудия и их значение.
Задачи курсовой работы:
Рассмотрение международно-правовых основ принципов правосудия.
Подробный анализ характерных черт принципов правосудия, а именно:
Принципа законности
Осуществления правосудия только судом
Независимости, несменяемости и неприкосновенности судей
Обеспечения прав граждан на судебную защиту
Гарантий подсудности
Права на юридическую помощь
Презумпции невиновности
Состязательности и равноправия сторон
Открытого разбирательства дел во всех судах

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Система конституционно-правовых принципов правосудия
1.1. Понятие, сущность и признаки правосудия………………………стр.5
1.2. Принципы правосудия ……………………………………………..стр.7
Глава 2.Содержание и характерные черты правосудия в России
2.1. Законность…………………………………………………………стр.10
2.2. Осуществление правосудия только судом………………………стр.14
2.3. Независимость судей……………………………………………...стр.17
2.4. Обеспечение прав граждан на судебную защиту……………….стр.25
2.5. Гарантии подсудности……………………………………………стр.28
2.6. Право на юридическую помощь…………………………………стр.31
2.7. Презумпция невиновности……………………………………….стр.34
2.8. Состязательность и равноправие сторон………………………...стр.36
2.9. Открытое разбирательство дел во всех судах …………………..стр.39
Заключение…………………………………………………………………..стр.42
Список использованных источников……………………………………....стр.43

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, и принимаемые в субъектах Российской Федерации конституции и уставы и другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции Российской Федерации. Акты, которые не соответствуют Конституции Российской Федерации или законам, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта, действуют на территории данного субъекта.

Принцип законности означает, что все без  исключения органы, общественные организации, должностные лица и граждане должны строго и неукоснительно соблюдать  законы и основанные на них правовые акты. Законность распространяется не только на законодательство, но и на применение права и его использование. Важнейшими элементами законности являются наличие обоснованного законодательства, конституционное закрепление верховенства закона, существование единого законодательного органа, обязательных стадий законодательного процесса, а также предоставление права толкования закона только высшим органам государства. Второй элемент  законности – уважение, исполнение, соблюдение законов и других правых актов всеми государственными органами, должностными лицами, организациями  и гражданами.

Вместе  с тем законность – не только принцип деятельности самого суда, но и цель судебного разбирательства, так как перед судом ставится задача восстановления и упрочнения нарушенной законности. Осуществляя  правосудие в соответствии с законом, суд выносит обоснованный и законный приговор, чем достигается охрана прав граждан.

Особенностью принципа является то, что он допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

Данное  положение получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»: «Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно  Конституцию, в частности:

а) когда  закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при  условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности  человека и гражданина и другие положения;

б) когда  суд придет к выводу, что федеральный  закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда  суд придет к убеждению, что федеральный  закон, принятый после вступления в  силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда  закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который  должен регулировать рассматриваемые  судом правоотношения, отсутствует.

Нормативные указы Президента Российской Федерации  как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции  Российской Федерации)». [2]

Согласно данному разъяснению суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации признана особая роль в российской правовой системе международным договорам Российской Федерации. При определенных условиях законы, противоречащие данным международным договорам, также могут не применяться судами. И осуществление данного конституционного положения – уже реальность. Суды начали напрямую применять положения международного договора, если какой-то российский закон противоречит ему или не согласуется с ним. Суды, ссылаясь на положения Международного пакта о гражданских и политических правах, стали принимать жалобы граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, несмотря на то, что существующее законодательство не предусматривает возможность таких действий судов.

Для правосудия принцип законности имеет особое значение в силу того, что данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Осуществление правосудия только судом.

 

Один из важнейших принципов  — осуществление правосудия только судом в соответствии со статьей 118 Конституции. В данной статье установлены следующие положения:

  1. Правосудие Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Это означает, что в Российской Федерации нет, и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение  и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в ч. 1 ст. 4, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Применительно к разбирательству уголовных  дел рассматриваемый принцип  детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 13 УПК. В ст. 13 УПК по данному поводу сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом». Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Судебная система Российской Федерации  включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.   

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо  устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Таким образом, государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Требование, чтобы данный вид государственной  деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права  и законные интересы граждан, а равно  правомерные интересы общества и  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Независимость, несменяемость и неприкосновенность судей.

 

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. [6, ст. 3, ст. 4]

При этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать  Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В соответствии со ст. 13 Закона о статусе  судей, полномочия судьи приостанавливаются  решением  квалификационной коллегии судей в случаях, если:

  1. было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на его заключение под стражу;
  2. судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;
  3. судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившими  в силу;
  4. судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу.

В соответствии со ст. 14 данного Закона полномочия судьи прекращаются  в случаях:

  1. письменного заявления судьи об отставке;
  2. продолжения судьей деятельности, не совместимой с его должностью, несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии судей или приостановления его полномочий;
  3. истечения срока полномочий – для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеются в виду мировые судьи, а также судьи федеральных районных судов, судьи военных судов (гарнизонов, армий, флотилий);
  4. состоявшегося о нем и вступившего в силу обвинительного приговора суда;
  5. признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  6. утраты судьей гражданства;
  7. объявления его умершим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу;
  8. смерти судьи;
  9. совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи. [6, ст. 14]

Информация о работе Конституционно-правовые принципы правосудия в России